Accessibility links

Американский акт «MEGOBARI» в «Мечте» приняли за шантаж


Ираклий Гарибашвили, Бидзина Иванишвили, Ираклий Кобахидзе и Каха Каладзе
Ираклий Гарибашвили, Бидзина Иванишвили, Ираклий Кобахидзе и Каха Каладзе

Грузинская власть не играет и не торгует принятием закона об «иноагентах», говорится в сегодняшнем заявлении политсовета «Грузинской мечты». Так правящая сила отреагировала на бурно обсуждаемую в Грузии информацию издания Politico о том, что республиканец Джо Уилсон инициирует в американском Конгрессе законопроект «MEGOBARI Act» о крупной военно-финансовой и экономической помощи Грузии, если ее власть вернется к демократическому пути развития.

Мегобари на грузинском означает друг. Так называется и законопроект республиканца и конгрессмена Джо Уилсона по Грузии. Название акта «MEGOBARI» является акронимом на английском языке от «Мобилизация и расширение возможностей Грузии для строительства, подотчетности, устойчивости и независимости» (Mobilizing and Enhancing Georgia's Options for Building Accountability, Resilience and Independence).

Проект предусматривает щедрую финансово-экономическую помощь в сферах обороны и торговли, а также визовую либерализацию с условием, что грузинская власть вернется на путь демократического развития, а осенью проведет свободные и прозрачные выборы.

В большей части оппозиции законопроект Уилсона восприняли чуть ли не свершившимся фактом и с утра призывали «Грузинскую мечту» срочно отозвать закон об «иноагентах» и согласиться на предложения Вашингтона.

Георгий Вашадзе, лидер «Стратегии Агмашенебели» на приуроченном этой теме брифинге уже предлагал добавить в акт пункт о легализации нахождения в США грузинских граждан-нелегалов.

Из парламентского большинства до полудня заокеанскую информацию комментировал лишь депутат «Силы народа» Гурам Мачарашвили. Он напомнил, что предложение одного конгрессмена еще не закон, что вообще-то это они, а потом и «Грузинская мечта» напомнили Вашингтону, что США как стратегическому партнеру Грузии пора делать реальные шаги в сторону визовой либерализации и свободной торговли. Мачарашвили предостерег американскую сторону, что переговоры не будут вестись ни ценою суверенитета, ни ценою веры. И еще:

«Грузинский закон [об «иноагентах»] не должен быть окрещен российским, грузинскому обществу не должны говорить, что безверье лучше, чем вера. Также общество не должны вводить в заблуждение, что ЛГБТ-пропаганда это современно и нужно отказаться от традиции».

Свои условия американской стороне «Грузинская мечта» огласила после полудня. На странице в Fаcebook было обнародовано большое заявление от имени политсовета правящей партии. В нем говорится о том, что все зависит от действий США, что для грузинских властей закон «О прозрачности влияния зарубежных сил» не является предметом торга, и что такими вопросами грузинская власть не играет. Однако условия, перечисленные далее в заявлении, у многих оставили впечатление, что в правящей силе решили сыграть по-крупному и увеличить ставки на торгах:

«[США] без каких-либо условий предлагают гражданам Грузии визовую либерализацию и оформление соглашения о свободной торговле. Как выясняется из законопроекта, США могли сделать это и раньше, однако проявили равнодушие к Грузии и грузинскому народу;

США вкладывают деньги в грузинскую экономику, что в последний раз сделали в 2009-2011 годах, когда режим Саакашвили был спасен от экономического коллапса;

США обеспечивают изменение поведения НПО, в частности, прекращение с их стороны политики непризнания легитимности грузинских властей и отказ от революционных планов;

прекращение использования темы ЕС в качестве инструмента постоянного шантажа Грузии, и к концу года начало переговоров с ЕС о вступлении в эту организацию, что восстановило бы справедливость по отношению к Грузии как к Украине, Молдове и Боснии и Герцеговине.

Если все это будет обеспечено, не потребуется закона о прозрачности НПО и нам не придется отвечать на несправедливые заявления», – говорится в документе «Грузинской мечты».

А генсек партии мэр Тбилиси Каха Каладзе добавил, что друзья так не разговаривают, и все предостережения о санкциях в связи с принятием закона об «иноагентах» назвал шантажом:

«Я еще раз повторяю, никто не боится этих санкций, и никаких проблем в связи с этим не возникнет. Немыслимо, чтобы государственные чиновники подверглись санкциям – из-за чего?!»

Очередным подтверждением пророссийского курса грузинских властей сочли оппоненты заявление «Грузинской мечты». Депутат «Лело» Анна Нацвлишвили прокомментировала:

«Это посыл прежде всего грузинскому народу, что Америка не оставит его, будет другом и сторонником всех демократических обществ. Что касается посыла властям, у них есть простой выбор: либо попасть под санкции и покинуть власть, либо одуматься и покинуть власть без санкций, путем выборов».

«Я уверен, что эти письма пишут инструкторы «ФСБ» или «ГРУ», – возмущался депутат «Стратегии Агмашенебели» Паата Манджгаладзе, вычитав в ответе «Мечты» тезисы чиновников Кремля:

«Когда начинают говорить о суверенитете и суверенной демократии, то это знаменитый тезис Суркова, который был главой администрации Путина. Это предложение – беспрецедентная возможность для Грузии и ее граждан, но «Грузинская мечта» найдет множество причин, чтобы оно не было реализовано. Неужели «Грузинская мечта» не может на уровне министра иностранных дел выяснить, это реальность или предложение только одного конгрессмена? Или второй вариант: они могли бы сказать дипломатическим языком, что готовы рассмотреть предложения партнеров, если инициатива конгрессмена превратится в государственную политику. Мы увидели это? Нет. Мы увидели еще одно обвинение в том, что Америка дважды хотела совершить революцию. Так написано в этом письме».

Депутат «Гирчи» Александре Раквиашвили считает, что законопроекту одного конгрессмена придали чрезмерное значение в Грузии, а если ему все-таки суждено претвориться в жизнь, то это стало бы «крутой историей».

«Если к этой инициативе когда-нибудь отнесутся серьезно, я думаю, в Грузии не найдется человека, который посмеет от нее отказаться. Если у нас будет либерализация визового режима с Соединенными Штатами, свободная торговля и военная помощь… нам даже не придется устраивать большие митинги. Это действительно была бы очень крутая история, но, к сожалению, это только инициатива одного сенатора», – заявил Раквиашвили.

Джо Уилсон представляет Комиссию по безопасности и сотрудничеству в Европе, независимое правительственное агентство США, которое ведет мониторинг свободы и демократии в Европе, и его законопроект не стоит рассматривать только как инициативу одного конгрессмена, считает бывший посол Грузии в США, бывший министр обороны, один из руководителей НПО «Атлантический совет – Грузия» Давид Сихарулидзе:

«Это серьезное проявление поддержки грузинского народа. И уже всем ясно, что это группировка «Грузинской мечты» присвоила, захватила власть, погрязла в коррупционной системе. Власть старается путем манипуляции, насилия и коррупции изменить волю, выраженную абсолютным большинством грузинского народа».

Другая часть критиков обращала внимание «Грузинской мечты» на то, что конгрессмен Джо Уилсон – республиканец и сторонник Дональда Трампа и активно вовлечен в его предвыборную кампанию в президенты. А значит, утверждения представителей «Грузинской мечты» о том, что на Иванишвили «давит лишь либеральная часть американских политиков», не соответствуют действительности.

В Вашингтоне и Брюсселе закон об «иноагентах» расценивают как «инспирированный Москвой» антидемократичный проект и рассчитывают, что правящая сила воспользуется президентским вето, которое Саломе Зурабишвили наложила на закон 18 мая, и не станет его преодолевать, тем самым сохранив в стране евроатлантический курс. Правящая сила пока на уступки не идет и намерена преодолеть вето уже на следующей неделе.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG