Accessibility links

Перепись и антимиры


СУХУМИ---Вчера были обнародованы предварительные итоги переписи населения Абхазии, которая проводилась с 21 по 28 февраля 2011 года. В республике это встречено в целом с удовлетворением. Во-первых, управление Госстатистики РА, проводившее перепись, как и обещало, опубликовало их спустя месяц после завершения переписи, а не тянуло больше года, как после учета населения 2003 года. Во-вторых, согласно предварительным данным, численность населения Абхазии за восемь лет выросла на 28 с лишним тысяч человек, или на 13 процентов, и составляет 242 862 человека. В том числе: городское население – более 119 тысяч человек, сельское – более 123 тысяч. В столице проживает почти четверть населения страны – 64,5 тысячи человек.

И вчера же в СМИ появились данные предварительных итогов российской переписи 2010 года. После предыдущей переписи Россия потеряла 2,2 млн человек, то есть 1,6% от общего количества жителей страны. Теперь в России живет 142,9 млн человек. Это, в общем, было ожидаемо.

Но и прирост населения Абхазии эксперты тоже предсказывали – с учетом того, что стали возвращаться те, кто в условиях послевоенной разрухи и экономической блокады Абхазии выезжали жить и работать за пределы республики, а также приезда трудовых мигрантов, российских военнослужащих и членов их семей и т.д. Выросло несколько и число репатриантов – потомков абхазских махаджиров XIX века. Гораздо точнее о составляющих этого прироста можно будет судить после того, как будут подведены окончательные итоги переписи населения республики, включающие данные о возрастно-половой структуре, состоянии в браке, образовании, национальном составе и владении языками, гражданстве, источниках средств существования, числе и составе домохозяйств. Они должны быть подведены на основе автоматизированной обработки сведений до 31 декабря 2011 года.

Разумеется, право каждого – доверять или не доверять данным абхазской переписи. Так же, как считать ее «законной» или «незаконной». Граждан Абхазии уже давно не удивляет, что любые выборы, любая перепись или учет населения в нашей республике тут же вызывают ритуальные, ничего не меняющие в реальной жизни протесты в Тбилиси. Относимся к этому даже с пониманием: ведь если та или иная властная структура там промолчит, ее сотрудников, наверное, тут же обвинят, что они «спят на ходу», «даром едят хлеб» и т.д.

За почти двадцать лет протестов этих накопилось уже, по-видимому, не меньше, чем в свое время вызывавших иронию во всем мире китайских «последних предупреждений номер такой-то». Но отдельные из протестов вызывают настоящее недоумение. Так, 22 февраля сего года, сразу после начала переписи в Абхазии, грузинские информагентства распространили сообщение о заявлении вице-спикера парламента Грузии, лидера партии «Мы сами» Пааты Давитая. «Т.н. перепись в Абхазии, – сказал он на пленарном заседании парламента, – незаконна и является еще одним подтверждением этнической чистки, так как этот процесс протекает тогда, когда из региона изгнаны 300 тысяч грузин и еще 200 тысяч людей другой этнической принадлежности».

В сумме это 500 тысяч, но по переписи 1989 года в Абхазии проживало всего 525 тысяч человек. Ясно, что к моменту окончания грузино-абхазской войны в 1993-м население у нас не могло увеличиться на десятки тысяч, а, наоборот, наверняка только уменьшилось. Одно из интернет-изданий откликнулось на заявление господина Давитая ироническим вопросом: «А кого же тогда сейчас в Абхазии переписывают?»

На радикальные высказывания Пааты Давитая я обращал внимание и раньше. Доводилось читать, как какая-то тбилисская организация, обиженная одной из таких его оценок, обвинила его в «популизме и некомпетентности». Но подозреваю, что в данном случае вряд ли кто-то в Тбилиси публично возмутится здесь явным перебором в цифрах и поправит его – исходя, наверное, из соображения, что кашу маслом не испортишь или не желая выглядеть «защитником сепаратистов».

Характерно также, что чем больше времени проходит после грузино-абхазской войны 1992-1993 годов, тем все больше становятся соответствующие цифры. У меня давно сложилось впечатление, что многие грузинские политики полагают: чем более несусветные цифры относительно народонаселения Абхазии прозвучат из их уст, тем большими патриотами они будут выглядеть. Президент Грузии Михаил Саакашвили, который известен своим вольным обращением с цифрами, как-то недавно сказал в интервью, что в Батуми сегодня живет почти столько абхазов, сколько в Абхазии. Но в Батуми грузинская перепись 2002 года насчитала 800 абхазов – потомков махаджиров XIX века. Получается, что в Абхазии абхазов сейчас всего около тысячи? Однако Давитая, похоже, решил «перепатриотичить» грузинского президента, низведя все население Абхазии едва ли не к нулю... Впрочем, после этого, 12 марта, давая интервью российскому телеканалу «Дождь», Михаил Саакашвили заявил: «Для нас самый главный вопрос - это вопрос деоккупации наших территорий, возвращения людей домой… Это вопрос того, что 500 тысяч наших сограждан не могут вернуться домой».

Опять, как видите, «500 тысяч»… Впрочем, нет, это же он, очевидно, говорил про Абхазию и Южную Осетию вместе взятых, а Давитая – только про Абхазию, так что пальма первенства здесь осталась все же за вице-спикером.

Но если и дальше так пойдет, то нельзя исключать появления в будущем какой-нибудь восходящей звезды грузинской политики, которая в один прекрасный день озвучит цифры, согласно коим население Абхазии уже ушло в минус. А что, в этом что-то есть... Существуют же, говорят ученые, антимиры, а недавно ушедший из жизни русский поэт Андрей Вознесенский прославился когда-то, в частности, своей поэмой с таким названием – «Антимиры». Тогда остается представить себе, что на территории Абхазии живут люди, состоящие из антивещества. И, как в одном анекдоте, те из них, кто родился евреем, сейчас все сплошь антисемиты.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG