Accessibility links

Монастырь раздора


Новоафонский монастырь
Новоафонский монастырь
СУХУМИ---Через несколько дней – православная Пасха. Но настроения в среде абхазского духовенства в канун Светлого Христова Воскресения далеки от благостных. Ведь пока так и не урегулирован конфликт вокруг вопроса о том, кому быть настоятелем Новоафонского монастыря, который справедливо называют центром православной Абхазии и одной из жемчужин Абхазии туристической.

В последние дни конфликт обрастал новыми подробностями, доводами сторон и заявлениями лидеров общественно-политических организаций. Свет на обстоятельства пролила пресс-конференция, проведенная 12 апреля в Ассоциации работников СМИ РА отцом Андреем (Ампаром) и его единомышленниками, которые воспротивились назначению настоятелем монастыря игумена Ефрема (Виноградова). Ведь на основе опубликованного 8 апреля ГИА «Апсныпресс» Обращения духовенства Сухумо-Пицундской епархии к пастве Абхазской церкви, которое подписали иерей Виссарион Аплиаа, игумены Сергей (Джопуа), Ефрем (Виноградов-Лакербай) и Игнатий (Киут), иеромонахи Василиск (Лейба), Иоанн (Свинухов) и другие, возникало впечатление совершенной непоследовательности в словах и поступках отца Андрея Ампара.

В частности, в том обращении говорилось: «После долгих и сложных поисков кандидатуры (иеромонахи Василиск (Лейба) и Игнатий (Киут) категорически отказались возглавить монастырь) по единодушному мнению членов Церковного совета (в том числе и иеромонаха Андрея) на эту должность был рекомендован игумен Ефрем (Виноградов-Лакербая), имеющий богатый опыт управления монастырем… 16 марта с.г. отец Виссарион и отец Ефрем были приняты Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, который удовлетворил просьбу абхазского священства и благословил игумена Ефрема на служение в Абхазии. 31 марта игумен Ефрем прибыл в Абхазию и отцом Виссарионом был представлен эконому обители иеромонаху Андрею и братии монастыря. Во время этой встречи было принято решение созвать Церковный совет для утверждения игумена Ефрема в должности настоятеля Новоафонского монастыря. На следующий день, 1 апреля, на заседании Церковного совета управляющий Сухумо-Пицундской епархии иерей Виссарион (Аплиаа) представил игумена Ефрема членам Церковного совета и попросил всех высказаться по поводу выдвинутой кандидатуры. Все присутствующие священнослужители, в том числе и о.Андрей, подтвердили свое первоначальное желание видеть игумена Ефрема в качестве настоятеля Новоафонского монастыря. При этом иеромонах Андрей предложил принять решение по этому вопросу на Церковном собрании, поскольку по уставу Сухумо-Пицундской епархии, лишь Церковное собрание правомочно принимать подобные решения. Церковное собрание было назначено на 4 апреля. Однако уже 2 апреля стало известно, что отец Андрей поменял свои намерения покинуть монастырь и принимает меры к созыву схода мирян с целью воспрепятствования принятию решения Церковным собранием.

Узнав о готовящемся собрании людей, с целью предотвращения конфликта президент Республики Абхазия С.В.Багапш пригласил иерея Виссариона и иеромонаха Андрея на беседу. Президент настоятельно рекомендовал иеромонаху Андрею не проводить несанкционированного митинга по вопросу, который может быть решен исключительно на уровне руководства епархии. При этом иеромонах Андрей заверил президента, что он не имеет отношения к предполагаемому мероприятию. Тем не менее, 4 апреля в монастыре собралось около 150 человек, в массе своей не имеющих никакого отношения к решаемому вопросу. К сожалению, несмотря на свои заверения, отец Андрей играл ведущую роль на этом мероприятии и дезинформировал собравшихся, утверждая, что отец Ефрем назначен настоятелем Новоафонского монастыря Святейшим Патриархом Кириллом. Разумеется, этого не было и не могло быть, т.к. Новоафонский монастырь не находится в каноническом ведении Московской патриархии».

Из выступлений и ответов на вопросы журналистов на пресс-конференции в «АРСМИРА» возникала несколько иная картина происходивших событий. Отец Андрей, который был настоятелем этого монастыря с 1999 года, но три года назад по настоянию отца Виссариона оставил эту должность и нес послушание эконома монастыря, уточнил, что не был изначально против кандидатуры отца Ефрема, но ожидал, что тот приедет в монастырь, и, познакомившись с ним, братия примет самостоятельное решение о назначении или неназначении настоятеля. Именно такое право было закреплено за братией в уставе монастыря изначально, когда он был основан в конце XIX века русскими монахами, приехавшими со святой горы Афон в Греции. При этом братии не понравилось то, что за их спинами отец Виссарион повез отца Ефрема в Москву представлять патриарху Кириллу, а тот, по их словам, стал давать ему указания, что должно быть, а что нет в монастыре. Не должно быть ничего византийского и греческого, упор надо делать на славянский стиль, в том числе и в одежде священников на богослужении. Не понравилось братии и мирянам, пришедшим на сход в Новом Афоне 4 апреля, и то, что отец Ефрем будет вести богослужения не на абхазском, а на церковнославянском. Правда, мать у него из абхазских дворян, по фамилии Лакербая, или Лакрба, как говорил президент Багапш, он долго жил в Западной Европе, знает французский и пообещал выучить абхазский (слова об этом вызвали у многих журналистов на пресс-конференции недоверчивые улыбки).

15 апреля Общественная палата Республики Абхазия провела слушания, посвященные сложившейся кризисной ситуации. В них должны были участвовать обе стороны церковного конфликта, и представители многих СМИ пришли туда, но были разочарованы, когда секретарь палаты Нателла Акаба сказала им, что отец Виссарион, который, кстати, тоже является членом ОП, выдвинул условие, чтобы заседание было закрытым. Еще большее разочарование и удивление они испытали, когда узнали потом, что представители Епархиального совета во главе с отцом Виссарионом на слушание не пришли. Высказывалась мысль: возможно, они мотивировали свое решение нежеланием участвовать в публичных дебатах во время Великого поста, но зачем тогда они во время него участвовали в передаче Абхазского телевидения, где, в частности, было произнесено много нелестного в адрес отца Андрея?

Тем не менее, разговор состоялся. В ходе его известный писатель Алексей Гогуа особо подчеркнул важность церковной службы на абхазском языке, учета абхазской национальной эстетики в церковном богослужении. «Понимая важную роль церкви в духовно-нравственном развитии общества и считая недопустимым дальнейшее усугубление кризиса, участники слушаний обратились к духовенству Абхазской Православной Церкви с предложениями: 1. Приостановить решения Церковного совета Пицундской и Сухумской епархии Абхазской Православной Церкви от 4 апреля 2011 г. о назначении игумена Ефрема (Виноградова) настоятелем монастыря Святого Апостола Симона Кананита; Духовного собора монастыря Святого Апостола Симона Кананита от 4 апреля 2011г. об избрании настоятелем иеромонаха Андрея (Ампар); Общего собрания Абхазской Православной Церкви от 6 апреля 2011 г. об отстранении отца Андрея от всех занимаемых им должностей. 2. Возобновить диалог между всеми представителями духовенства Абхазской Православной Церкви. 3. Вместе с представителями широкой общественности Республики Абхазия начать подготовку к проведению Церковно-народного собрания, посвященного будущему Абхазской Православной Церкви».

Председатель Партии экономического развития Абхазии Беслан Бутба выступил на днях с заявлением, в котором, в частности, говорит: «Для меня абсолютно очевидно, что ни в коем случае не следует предпринимать никаких поспешных и необдуманных действий, которые могли бы подорвать отношения нашей церкви с Московским Патриархатом. Поскольку без пастырской поддержки и братской помощи Русской Православной Церкви было бы очень трудно наладить нормальную церковную жизнь в Абхазии. Кроме того, на мой взгляд, было бы несправедливо не признать большие заслуги в становлении и развитии Абхазской Православной Церкви ее главы – иерея Виссариона Аплиаа. В самое тяжелое время он всегда был рядом со своим народом. В сложных послевоенных условиях он сумел, по сути, заново выстроить церковную структуру, в несколько раз увеличить число действующих приходов и наладить тесное сотрудничество с Русской Православной Церковью. Неслучайно о. Виссарион пользуется поддержкой подавляющего большинства православных мирян и клириков Абхазии».

Общественное движение «Ахьаца» опубликовало открытое письмо политическому руководству Республики Абхазия, в котором также призывает к преодолению кризисной ситуации в Абхазской церкви, но большая поддержка в этом письме чувствуется новоафонской братии во главе с отцом Андреем.

Состоится ли намеченное на 15 мая Церковно-народное собрание? Кстати, иеромонах Дорофей (Дбар), который уже больше трех лет учится в аспирантуре в Греции, предлагает в абхазской прессе до полноценного оформления института АПЦ предать этому собранию статус Высшего органа Православной церкви в Абхазии. Подобное всеабхазское собрание клириков и мирян молодые священники и отец Дорофей(Дбар) планировали провести 31 мая 2006 года, но затем отменили после того, как в Майкопе при участии тамошнего епископа тогдашние их разногласия с отцом Виссарионом были преодолены и заключено компромиссное соглашение. Не исключено, что и на сей раз произойдет нечто в этом роде. Правда, сейчас у отца Виссариона среди клириков гораздо больше сторонников, чем пять лет назад. Поэтому, возможно, его оппоненты больше рассчитывают на поддержку мирян.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG