Accessibility links

Акцент на безопасность


Тбилиси
Тбилиси
ТБИЛИСИ---В Грузии завершается четырёхмесячное публичное обсуждение Концепции национальной безопасности. Вскоре ее должны вынести на обсуждение в парламент. Сегодня здесь состоялась очередная и, возможно, последняя дискуссия между грузинскими экспертами на эту тему. Ее участники подчеркнули, что множество прежних замечаний уже отражено в документе в виде поправок.

Эксперты, члены парламентского Комитета по международным делам и сотрудники Совета безопасности в ходе сегодняшнего обсуждения Концепции национальной безопасности отметили, что авторы документа учли многие замечания и внесли их в текст в виде поправок. Однако некоторые моменты, по мнению участников дискуссии, все же требуют уточнений.

Представитель коалиции «За европейскую Грузию» Михаил Тавхелидзе считает, что в Концепции недостаточно внимания уделено вопросу экономической безопасности. Эксперт объясняет, что это крайне важный момент, поскольку Грузия сегодня стоит перед выбором - экономический рост или возвращение на орбиту России:

«Здесь отражен текущий момент. Лексика документа подобрана так, что она способна описывать лишь проблемы, которые актуальны в контексте сиюминутной реальности. Но в такой концепции должен быть более отчетливо прописан и стратегический подход».



В Концепции нашли отражение проблема российской агрессии 2008 года и ее цели. Как пояснил директор аналитического департамента Совета национальной безопасности Лаша Дарсалия в документе ныне говорится, что российская агрессия в 2008 году преследовала цель не только оккупировать Грузию и признать независимость оккупированных территорий, но и измененить политический курс Грузии и сменить ее демократическую власть. В предыдущей версии говорилось лишь о смене власти. Это вызвало недовольство у политических партий и представителей неправительственных организаций.

Вместе с тем Дарсалия опровергает распространенную грузинскими СМИ информацию, будто, согласно документу, главной угрозой для Грузии является Россия:

«Этот документ не указывает на источник угрозы. Концепция устанавливает приоритеты в сфере политики безопасности. Конечно, в документе затронуты и отношения с Россией. Но там не идет речь об опасности, разговор идет лишь о риске возобновления военных действий. Так как один раз это уже произошло, ничего не исключается. Хотя этот документ не говорит ни о возможностях, ни об ожиданиях».

В результате дискуссий было решено, что проблема укрепления демократических институтов будет представлена в Концепции более масштабно.

* * * * * * * *
У нас в студии главный редактор «Эхо Кавказа» Андрей Бабицкий. И у него есть несколько вопросов по теме к политологу из Тбилиси Тенгизу Пхаладзе, который находится у нас сейчас на линии прямой связи.

Андрей Бабицкий: Тенгиз, у меня вопрос, я, может быть, не хорошо понял материал Нонны Суварян, который внимательно прослушал, но и эксперт говорит о том, что там отсутствует стратегический подход, и директор департамента Совета национальной безопасности Лаша Дарсалия утверждает, что там речь не идет об угрозах, значит, концепция их не определяет. Но, как мне казалось, концепция национальной безопасности - это документ, который должен определять как раз угрозы, с которыми страна может столкнуться в будущем, и способы их преодоления, как внутри, так и на внешнеполитических рубежах.

Тенгиз Пхаладзе: В первую очередь, я хотел бы сказать, что, наверное, речь идет о трактовке. Дело в том, что конкретно угрозы определяет другой документ, который их оценивает. А концепция национальной безопасности является тем открытым документом, в котором, естественно, все до мелочей не расписано - он говорит и о приоритетах национальной безопасности, и о развитии, естественно, говорит и об угрозах, и вызовах. То есть это в более общем плане определяется концепцией национальной безопасности, а вот конкретно уже – это другой документ, который является именно документом оценки угроз.

Андрей Бабицкий: Приоритеты – это демократическое развитие?

Тенгиз Пхаладзе: Один из приоритетов – это демократическое развитие. Если мы говорим о приоритетах, приоритеты как раз слагаются по тому принципу, который присущ демократическому государству. То есть в центре ставится безопасность и благополучие именно гражданина, общества, что равняется государственной и национальной безопасности. Я считаю, что это является очень важным, и вся концепция строится именно на этом принципе. Соответственно, сам факт, что четыре месяца гражданское общество в тесном сотрудничестве и с Советом национальной безопасности, и парламентом обсуждает несколько вариантов этой концепции, я считаю, уже говорит о многом.
XS
SM
MD
LG