Accessibility links

Семёну Пегову звонят из Абхазии


Семён Пегов
Семён Пегов

Российский пропагандист, военный корреспондент и блогер, основатель проекта WarGonzo Семён Пегов 15 января опубликовал обширную статью об Абхазии под заголовком «Геополитика в кофейнях и торговля тишиной: итоги будущего года по-Сухумски». В частности, он подвел итоги «уходящей эпохи» для самопровозглашенной республики. Публикация стала поводом для начала проверки со стороны абхазского МВД и для критики местных властей со стороны оппозиции.

В обзоре Пегов указывает, что «абхазская государственность – это в некотором смысле визитная карточка для России, выступившей за переустройство мирового порядка», а её демонтаж, «в планы Империи», по словам Пегова, «очевидно, не входил».

Говоря о событиях осени 2024 года, когда абхазскому лидеру Аслану Бжания пришлось уйти в отставку, блогер отмечает, что внутриполитический кризис «привел не только к свержению действующей власти в стране, но и к серьёзному кризису в отношениях с Россией». Пегов уверен, что «от пожара Абхазию спас Путин, включившийся в урегулирование взрывоопасной ситуации», а после кризиса Москва «изменила вектор взаимодействия» с Сухуми, поручив заниматься «абхазским фронтом» первому заместителю главы Администрации президента РФ Сергею Кириенко – уроженцу Абхазии.

На досрочных выборах президента в Абхазии Москва сделала ставку на Бадру Гунба, набравшего во втором туре голосования почти 55% голосов. Путин встретился с ним сразу после победы на выборах в марте 2025 года, а затем и в мае того же года. «Куратор» Кириенко же в 2025 году шесть раз посещал Абхазию, в том числе для запуска сухумского аэропорта и электрички «Диоскурия».

«Благодаря смене вектора российского подхода в Абхазии за прошедший год было реализовано больше проектов развития, чем за все последние 30 лет», — утверждает Пегов. Далее он говорит о проблемах, возникающих при реализации ряда проектов:

Одного из подрядчиков, занимающихся реконструкцией набережной – особо ретивые абхазы вывезли в лес

«Дело в том, что проекты, запущенные при поддержке России сейчас, реализуются в стране при крайне непривычном для абхазского политикума контроле. Зачастую регионы или крупные компании, реализуют их на месте сами, а не просто передают деньги на освоение в качестве гуманитарной помощи. Тут-то и начинаются курьёзы. Абхазские чиновники самого разного пошиба то и дело норовят вернуться к прошлой системе взаимоотношений, так, например, на предложение губернатора Московской области Андрея Воробьева построить в Абхазии хорошую русскую школу за 4 млрд рублей в профильном абхазском ведомстве отреагировали в духе: «дайте нам эти миллиарды, и мы сами решим, что с ними делать». И это еще полбеды – одного из подрядчиков, занимающихся реконструкцией набережной – особо ретивые абхазы вывезли в лес и выставили условия: «либо ты подписываешь с нами контракт на поставку стройматериалов, либо у тебя будут проблемы». Мужик оказался не робкого десятка и в итоге дело замяли, перед ним извинились. Но, как говорится, осадок остался».

Пегов также прокомментировал санкции, введенные Москвой против ряда абхазских оппозиционеров и журналистов – уголовные дела, лишение гражданства и внесение в список «иноагентов».

«Наивно полагать, что страна, которая сейчас воюют на фронте протяженностью в сотни и сотни километров, будет церемониться с теми, кто в ее сторону бросает камни», – пишет Пегов, добавляя, что в самой России «уголовное дело могут завести на условно-уважаемого военкора, если он заигрался в своей риторике».

Абхазских политиков – Кана Кварчия, Эшсоу Какалия и Хына Думаа – Москва обвиняет в разбое в особо крупном размере на сумму 1 975 000 рублей в отношении троих граждан РФ (речь идет о российских политтехнологах, которые находились в Сухуми перед муниципальными выборами). Оппозиционеры объявлены в федеральный розыск. Ранее Кварчия и другого оппозиционера, Левана Микаа, Россия лишила гражданства. «Иноагентами» Москва объявила абхазских журналистов Инала Хашиг, Низфу Аршба и Изиду Чаниа.

Начата проверка

В МВД самопровозглашенной республики Абхазия сообщили, что проводят проверку по факту распространяемой информации «о якобы имевших место противоправных деяниях со стороны неустановленных лиц в отношении одного из подрядчиков», осуществляющих реконструкцию сухумской набережной.

В ведомстве заявили, что ранее в правоохранительные органы каких-либо заявлений и обращений по изложенным фактам не поступало, отсутствует информация о незаконных действиях и у сухумской городской администрации.

В МВД сообщили, что «предприняли ряд попыток» связаться с Пеговым, однако безуспешно. При этом дозвониться до Пегова смогла абхазская журналистка Марианна Котова.

«Я как журналист, источников своих не раскрываю – именно поэтому формулировки выбраны такие, какие выбраны, если бы я считал возможным дать более подробную информацию с фамилиями и другими обстоятельствами, не опасаясь за дальнейшую судьбу источника – я бы дал. В достоверности этой информации не сомневаюсь. Даже после публикации её косвенно подтвердили ещё несколько источников. Более развернуто готов дать комментарии по поводу нашумевшей статьи, как выеду с передовой», – сказал ей Пегов.

Заявление оппозиции

Статью Пегова прокомментировали абхазские оппозиционные силы. Они считают, что в публикации «содержатся сведения, которые требуют немедленной и принципиальной публичной реакции».

«Речь идёт о фактах противоправного давления на подрядчика, задействованного в реконструкции набережной Сухума, а также о фактическом отказе властей Абхазии от предложения о строительстве современной школы при поддержке Московской области на сумму около 4 млрд рублей. Крайне тревожно, что общество узнаёт об этом не из официальных источников, а из сторонней публикации. Если изложенные факты соответствуют действительности, речь идёт не об отдельных инцидентах, а о системной деградации управления», — сказано в заявлении, которое подписали партии «Форум народного единства Абхазии», «Апсны» и «Акзаара», а также общественные организации «Аруаа», «Абхазское народное движение» и «Современное государство».

В оппозиции считают, что «подобные факты не могут быть замяты»:

«Абхазское общество имеет право знать, кто и в чьих интересах блокирует проекты, жизненно важные для страны. Молчание и бездействие в этой ситуации наносят прямой ущерб государству и окончательно подрывают доверие к действующей власти».

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG