Часть кораблей ЧМФ перебазируется в Очамчиру?

Немало разговоров ходило о том, что часть кораблей ЧМФ может быть размещена на военно-морской базе России, которая создается в порту Очамчира

СУХУМИ---Недавнее «газово-морское» соглашение в Харькове, экзотическим антуражем к коему стали дымовые шашки и зонтики, которыми прикрывались от яйцеметания в украинской Верховной Раде во время его ратификации, похоже, сняло аж до 2042 года вопрос о возможном перебазировании Черноморского флота РФ из Севастополя. А ведь некоторые эксперты полагают, что соображение о необходимости в будущем как-то решать эту проблему сыграло свою, пусть и не первостепенную, роль, когда Москва принимала в 2008-м непростое для себя решение о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Немало разговоров после этого ходило о том, что часть кораблей ЧМФ может быть размещена на военно-морской базе России, которая создается в порту Очамчира.

Вопрос о будущем этого порта я задал на прошлой неделе на пресс-конференции министра обороны Республики Абхазии Мираба Кишмария. Мираб Борисович сказал, что сегодня вопрос о базировании крупных российских морских судов в Очамчире не стоит. Хотя в то же время в СМИ появились сообщения об увеличении в два раза в Очамчире сторожевиков.

В последнем, 18-м номере российского еженедельника «Экспресс газета» была опубликована любопытная цветная таблица «Расклад сил в Черном море». Там приведено количество различных судов, которыми обладают военно-морские силы стран Черноморского бассейна. Эти страны обозначены в таблице изображением их государственных флагов: Турция, Украина, Абхазия, Грузия, Болгария, Румыния, Молдавия. У самой маленькой из этих стран – Абхазии – нет, естественно, ни подводных лодок, ни танкеров, крейсеров, минных тральщиков, торпедных катеров. Но есть, судя по таблице, 10 сторожевых судов, 12 быстроходных боевых катеров, 2 теплохода, 1 самоходная баржа. У Грузии есть зато 4 десантных корабля. Причем флот Абхазии, как выясняется, превосходит ВМФ Молдавии, который состоит всего из одного сторожевого судна. Доминирует же на Черном море Турция, у которой 27 подводных лодок, 54 десантных корабля и катера, 20 танкеров, 10 учебных кораблей.

Трудно сказать, в какой мере можно доверять данным первого российского таблоида, как обычно аттестует себя «Экспресс газета». Как, впрочем, и некоторых других российских изданий, которые любят сравнивать военные силы стран нашего региона. Но свой ВМФ у Абхазии действительно существует со времен грузино-абхазской войны, когда он был собран из судов типа прогулочных морских катеров. Старый морской волк Александр Воинский, который в прошлом году после добровольного ухода Станислава Лакоба стал Секретарем Совбеза Абхазии, совершал тогда, говорят, дерзкие ночные морские рейды из Гудауты в Сухум и обстреливал грузинские военные объекты на берегу.

Сейчас, конечно, проблема вооружения и оснащения абхазского ВМФ во многом стала менее актуальной, так как функции охраны морского побережья Абхазии взяла на себя Россия.