В Абхазии началось расследование убийства Эмика Чакмач-оглы

Убийство в Гагре свидетельствует в пользу того, что это вовсе не мания преследования

СУХУМИ--Историю со случайно обнаруженной в субботу 10 июля под днищем автомобиля имама Сухумской мечети Салиха Кварацхелия боевой гранатой на растяжке можно уподобить раскату грома – страшно, но в итоге безвредно. А вот убийство в два часа ночи в субботу 17 июля, через неделю, во дворе своего дома по проспекту Нартаа в центре Гагры из пистолета неустановленного образца главы Гагрского отделения Духовного управления мусульман Абхазии Эмика Чакмач-оглы – это был уже удар молнии.

49-летнего Эмика похоронили по мусульманскому обычаю до захода солнца в субботу в его родном селе Отхара Гудаутского района. Он был представителем небольшой этнической группы турок, многие поколения которых живут в Абхазии, говорят на абхазском языке и тесно связаны с абхазами. Все они, как правило, исповедуют ислам. Человек в Абхазии достаточно известный, Чакмач-оглы был в свое время депутатом парламента, а в последние годы – членом Общественной палаты республики.

Прокуратура Гагрского района возбудила уголовное дело по факту умышленного убийства, произведен осмотр места происшествия, изъяты стреляные гильзы, назначена баллистическая экспертиза. Вечером 17 июля в Гагре состоялось расширенное совещание межведомственной следственно-оперативной группы по факту убийства Чакмач-оглы, заслушаны результаты первоначальных следственно-оперативных мероприятий.

Выдвижение версий по факту убийства было отложено в связи "с отсутствием обоснованных данных и множеством логических противоречий в образе жизни Чакмач-оглы", – заявили государственному информагентству «Апсныпресс» в Генеральной прокуратуре Абхазии. Я попытался с помощью близких мне людей, знавших жизнь Эмика, расшифровать эту загадочную фразу. Дошли даже до воспоминаний о том, что пару лет назад он хотел, мол, взять вторую жену, но первая воспротивилась, был скандал. У абхазов изредка бывают случаи, когда, независимо от религиозной принадлежности, берут вторую жену, но только из-за бесплодия первой, а у Эмика дети были. Его жена потом, говорят, умерла от сердечной недостаточности.

Вместе с тем, в руководстве Духовного управления мусульман Республики Абхазия (ДУМ РА) связывают убийство Чакмач-оглы с его религиозной деятельностью и исключают версию убийства на бытовой почве. Он, подчеркивают его братья по вере, был порядочным во всех отношениях гражданином страны, активным участником Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг.

«Религиозная деятельность ДУМ не приносит никому в Абхазии никакого вреда, мы никогда никому не навязывали и не навязываем своей веры, мы такие же граждане своей страны, как и все остальные», - говорят члены мусульманской общины.

Некоторые из них также высказывают мнение, что правоохранительные органы почему-то каждый раз упорно не усматривают связи между религиозной деятельностью мусульман Абхазии и нападениями на них. Между тем, если учесть малочисленность мусульманской общины в Абхазии и одновременно ее активный рост, такая связь невольно приходит в голову. На пресс-конференции неделю назад в Сухуме, руководитель Духовного управления мусульман Абхазии Тимур Дзыба заявил, что за сотрудниками ДУМ ведется слежка со стороны неизвестных им людей и организаций, о чем они заявляли. «Мы неоднократно обращались в силовые структуры, говорили, если есть какие-то вопросы, связанные с деятельностью Духовного управления мусульман, с религиозной деятельностью ее сотрудников, мы готовы предоставить любую информацию».

Убийство в Гагре свидетельствует в пользу того, что это вовсе не мания преследования.