Латская трагедия - вопросы без ответа

ТБИЛИСИ--Сегодня в Грузии вспоминали Латскую трагедию. Наш корреспондент Нонна Суварян поговорила с людьми, которые имели непосредственное отношение к тем событиям.

Ираклий Цкитишвили с его 23-й бригадой 14 декабря 1992 года располагался в Сухуми. Так как в своей бригаде он занимался обеспечением связи, информацию о том, что грузинская сторона сбила вертолет, на котором находились женщины и дети, узнал сразу после случившегося.

- Была злость на себя самих, потому что, представьте себе, сбиваешь военный самолет, и вдруг оказывается, что там очень много детей и женщин. Это трагедия не только для тех, кто там сидел, или их родственников, это трагедия и для тех, кто ну не ожидал этого.

Ираклий Цкитишвили говорит, что тогда грузинскую сторону подставили, преследуя вполне конкретные цели.

- Подставили ложной информацией о том, что это военный вертолет, предназначен для военной операции, для перевозки боевиков, во главе с разыскиваемыми грузинской стороной Анцуповым и Зантария. И грузинская сторона просто не была оповещена, и разведка не знала о том, что там могли быть дети и женщины. Первая версия - это то, что информацию передал Руслан Кишмария, который тогда противостоял самому Зантария, и он передал по открытому эфиру связи данную информацию, которую наши перехватили. И есть вторая версия представителей российских войск в Сухуми, они просто проинформировали наше командование об этом. Видимо, просто хотели вызвать такую трагедию. Это могло бы быть в интересах тех, кто хотел еще больше разжечь этот конфликт. Потому что когда убиваешь женщин и детей, злость другой стороны уже переходит грань. Убивать детей и женщин грузинской стороне не нужно было с военной точки зрения, не нужно было с политической точки зрения. Этот сбитый вертолет сыграл роль катализатора в этой войне, и уже остановить конфликт было очень сложно.

Спустя много лет после войны у военного врача Дмитрия Кипиани по-прежнему остаются вопросы, ответы на которые, даже спустя восемнадцать лет, так и не нашлись.

- Мы все прекрасно знаем, что во время войны рядом с военными гражданские лица находиться не должны, поэтому для меня до сих пор непонятно, чем мотивировали конкретно вот эти военные лица, чем они мотивировали нахождение гражданских вместе с ними. Все понимают, что они являются мишенью. Эти люди летели на боевое задание. Зачем они с собой взяли гражданских лиц? Это недопустимо по законам войны!