О выборах и не только…

Ахра Смыр

Парламент Абхазии назначил на этой неделе дату проведения внеочередных президентских выборов. Внезапная и неожиданная смерть президента Багапша не оставила ни властным элитам, ни их оппонентам времени для перегруппировки в опрокинувшемся политическом пространстве. Кроме того, наличие двух сильных и относительно равнозначных по политическому весу фигур, являющихся несомненными фаворитами предвыборной гонки, сделало исход выборов непредсказуемым чуть более, чем полностью. Поэтому все оставшееся до августа время все участники политического процесса (и кандидаты, и граждане) проведут в состоянии сильнейшего стресса, решая уравнение с двумя неизвестными.

Грядущие внеочередные выборы могли бы вытеснить на периферию существенный, но, казалось, потерявший актуальность конфликт в среде абхазского священства, если бы он не успел перейти в новую фазу. 7 июня архимандриту Дорофею и иеромонаху Андрею, ставшим на путь строительства абхазской автокефалии, был предъявлен ультиматум. Противостоящие им священники, вместе с представителем Кабинета министров, привезли указ о запрещении в служении Дорофея и Андрея, подписанный епископом Майкопским и Адыгейским Тихоном. В ответ архимандрит Дорофей написал открытое письмо, в котором обвинил епископа Тихона в церковном преступлении, призвал его извиниться за оскорбление православных Абхазии (в тексте последнего Церковно-народное Собрание названо "сборищем") и заявил о намерении, в случае продолжения конфронтации, написать рапорт на имя московского Патриарха о выходе из лона РПЦ.

Деятельное участие абхазских чиновников в предъявлении ультиматума молодым священникам отнюдь не случайно. Сергей Шамба (один из 2 главных претендентов на президентское кресло) решил, видимо, пока не поздно употребить власть, поскольку во время предвыборной гонки ему по закону придется покинуть премьерское кресло. Еще ранее он публично осудил молодых священников, а теперь от слов перешел к делу – послал своего представителя на "вручение" указа. Можно предположить, что, разогревая конфликт, Шамба пытается вовлечь в него своего конкурента Александра Анкваба, исполняющего обязанности президента. Что бы Анкваб не предпринял, результат обернется против него. Молчание будет интерпретировано как одобрение действий против «раскольников», а их публичная поддержка, в трактовке сторонников Шамбы, превратится в бунт против России.

Можно сказать, что церковный конфликт уже стал непосредственной частью предвыборной стратегии основных кандидатов. Самая интересная роль в этой заварушке досталась епископу Майкопскому и Адыгейскому Тихону. Указ о запрещении в служении по своей "своевременности" очень напоминает демарш губернатора Краснодарского края Ткачева в 2004 году. Тогда глава соседнего с Абхазией российского региона, дабы повлиять на итоги выборов, пригрозил перекрыть российско-абхазскую границу. Этот шантаж привел к результатам, которые были прямо противоположны ожидаемым. Напомню, что российский ставленник потерпел сокрушительное поражение именно благодаря тому, что Россия попыталась выкрутить абхазскому населению руки. Впоследствии Ткачеву удалось наладить превосходные отношения с победившим на выборах Багапшем. Сегодня епископ Тихон пытается повлиять на церковный выбор абхазского народа, запрещая в служении архимандрита Дорофея и иеромонаха Андрея. В 2011 году РПЦ повторяет те же ошибки, которые сделало в 2004 руководство России. Но, очевидно, что так же, как и Ткачеву в свое время, российским иерархам рано или поздно все равно придется налаживать хорошие отношения с абхазскими церковниками, которых поддерживает народ.