Примирение под угрозой срыва

Здесь опасаются, что миротворческий процесс стоит под угрозой срыва

В Дагестане на фоне инициированного властями республики примирительного процесса между общинами, исповедующими разные направления ислама, не прекращаются акты насилия. Здесь опасаются, что миротворческий процесс стоит под угрозой срыва.

В ночь на 15 июня группа сотрудников правоохранительных органов в Дагестане подверглась атаке исламистов в Карабудахкентском районе. Четверо боевиков были убиты, среди них лидер махачкалинского подполья Арсен Абдулахов. 14 июня в Каспийске в ходе спецоперации был убит другой лидер подполья Рустам Раджабов. Днем ранее в Кизлярском районе, где уже не первый год идет противостояние салафитских и суфийских общин, убит имам мечети Ашурлава Курбанов.

Все это не вяжется с заявлениями о процессе примирения между различными исламскими группами, о котором так много говорят в Дагестане в последнее время. Возможно, проблема кроется в легитимности субъектов диалога в глазах исламских общин, считает кавказский эксперт Константин Казенин:

«Возникает серьезный вопрос о субъектах диалога. Более или менее понятно, кто может выступать со стороны традиционного ислама, хотя не до конца ясно, потому что и в сфере традиционного ислама есть некая борьба авторитетов. А что касается так называемого салафитского ислама, то здесь совершенно очевидно, что мы имеем дело с большим количеством разрозненных групп.

И когда в этом публичном диалоге от имени салафитов выступает один человек или одна организация, то сколь бы уважаемыми они ни были, возникает вопрос: а могут ли они реально отвечать за весь тот спектр местного ислама, который они взялись представлять?»

Слушать

Your browser doesn’t support HTML5

Примирение под угрозой срыва



Житель Дагестана журналист газеты «Черновик» Магомед Магомедов считает главной проблемой примирения бойкот переговорного процесса со стороны силовиков, у которых, вероятно, свое представление о том, как должен быть разрешен этот конфликт. В качестве примера Магомедов приводит случай, который, по мнению журналиста, нельзя назвать иначе как провокацией силовиков, направленной на срыв миротворческих инициатив главы республики Магомедсалама Магомедова:

«В селе Советское Мартакертского района Дагестана просто заходят в мечеть, хватают ребят, которые являются сторонниками салафизма, - отмечу, не боевого крыла, а просто мирно исповедующие это течение. Их хватают, доставляют в местное РОВД, там избивают, бороды обривают наполовину. Понятно, что и физические страдания людям причиняют, и моральные. Причем это делается в том районе Дагестана, где проблема суфийско-салафитского конфликта вообще не стоит. С большим трудом уголовное дело по данному факту удалось возбудить только через 15 дней – это нарушение уголовно-процессуального законодательства».

Магомед Магомедов не согласен с мнением эксперта Казенина о разобщенности салафитских общин. Он считает, что салафиты демонстрируют довольно быструю эволюцию, на встречах с правозащитниками представители общин говорят о нарушениях прав человека и необходимости соблюдения конституции.

По мнению Магомедова, в Дагестане стремительно растет численность салафитских общин, которые переживают качественную трансформацию от замкнутых набольших сообществ в многочисленную организованную политическую и гражданскую силу.

Четвертого июня, когда в Махачкале российские правозащитники проводили круглый стол, посвященный конфессиональным проблемам, дагестанские салафиты провели акцию «Дагестанцы против войны».

«Четвертого числа, когда проходил обмен мнениями в национальной библиотеке, в Махачкале прошла акция «Дагестанцы против войны». Около трех тысяч человек собрались неподалеку от национальной библиотеки, а потом мирной колонной пошли в мечеть на пятничный намаз. Причем это были люди, которые собрались только в Махачкале и ближайших окрестностях. Глядя на это со стороны, уверен, у многих сотрудников МВД и ФСБ под касками и кепками зашевелились волосы: они увидели, что салафиты превращаются в реальную политическую и гражданскую силу. Эти акции показывают определенную политическую подкованность и знание, как и чего необходимо добиваться».