«Адуней» – это значит «вселенная»

Не помню уже всех названий, но раза три все начиналось и заканчивалось первым номером, который оказывался убыточным. Главная причина - маленький рекламный рынок в послевоенной Абхазии

СУХУМИ---Недавно число выходящих в Абхазии еженедельников пополнилось еще одним – «Адуней». В переводе с абхазского это означает «мир», но не как антоним слову «война», а в значении «вселенная». Так называлось одно из первых частных кафе в послевоенном Сухуме, в небольшом помещении которого, в жилом доме на пересечении улицы Лакоба и проспекта Леона, и разместилась редакция, где в задней комнатке, размером два на два метра, проживает сейчас ее главный редактор.

Мне захотелось рассказать об этом периодическом издании и коллективе его редакции не потому, что в послевоенной Абхазии оно первое, выходящее большим форматом А2. Привлекла, прежде всего, личность его владельца и главреда. Он – репатриант. Реджеп (Джабагь) Ушача родился в 1964 году в г. Кунейтра на Голанских высотах в Сирии. Его дедушка по отцовской линии был убыхом (отсюда и фамилия – производное от убыхского топонима, от которого пошло название города Сочи), бабушка – абхазкой по фамилии Гумба. Мать, кабардинка, – тоже потомок кавказских махаджиров. После арабо-израильской войны 1967 года и оккупации Израилем Голанских высот их семья (у Реджепа три брата и сестра) покинула обжитые места и переселились в Турцию, в г. Измит. Окончил художественный факультет университета в Стамбуле, занимался фотожурналистикой, строительным бизнесом. В январе 1992 года переехал на постоянное место жительства в Республику Адыгея Российской Федерации, в г. Майкоп, а в 2008-м – в Республику Абхазия, в г. Сухум. Был владельцем интернет-кафе, в 2009 году начал издавать газету рекламы и объявлений «Анонс».

Не скрою, первоначально у меня возникло скептическое отношение к этому проекту: уж слишком много на памяти было таких мертворожденных рекламных изданий. Не помню уже всех названий, но раза три все начиналось и заканчивалось первым номером, который оказывался убыточным. Главная причина - маленький рекламный рынок в послевоенной Абхазии. Новые люди, не зная броду, все лезли и лезли в эту воду… Но все течет, все изменяется. В том, что «Анонс» выжил и приносит-таки ныне прибыль (правда, выходит сейчас не еженедельно, а раз в две недели), есть, думаю, две составляющие: то, что рекламный рынок в нашей республике все же вырос, и те энергия и профессионализм, которые вкладывает в него издатель Реджеп Ушача.

И вот в нынешнем августе он начал издавать еще и общественно-политическую газету «Адуней». Реджеп (его больше называют именем «Джабаг») сумел привлечь к работе в газете не только молодых, пока еще не известных читающей Абхазии сотрудников, но и таких, уже завоевавших внимание своими выступлениями, как Ахра Смыр (он – редактор), Роин Агрба…

Я попросил сегодня Ахру Смыра рассказать о том, как он пришел в это издание, и что его привлекает в работе в нем. «Ну, я в газете появился случайно. То есть я приходил туда в качестве автора одной из публикаций. И стало просто интересно, что за газета такая. Тогда готовился первый номер, появились какие-то идеи, советы. Часть идей воплотилась в жизнь. Как-то оно все завертелось, какую-то часть работы пришлось взять на себя. Главный редактор, он же учредитель, этот момент осознал, и потихоньку распределились функции: административные, управленческие – главный редактор, а все остальное – то, чем занимаюсь сегодня я. Изначально эта газета – бизнес-проект, ну, понятно, что без политики все равно нельзя. То есть она появилась после того, как стало понятно, что другая газета, «Анонс», окупается, и за счет этого можно развиваться дальше. Также и газета «Адуней» – это далеко не последний наш проект, есть еще интересные медиа-проекты».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия