От добра добра не ищут

«Ну что, пойдешь за Путина голосовать?» – эта шутка, помню, была популярна в Абхазии в 2004-м, в канун выборов президента России, в которых участвовали как лица с российским гражданством и жители нашего не признанного тогда никем государства

СУХУМИ--Более 74 тысяч граждан проголосовали на выборах президента России, которые прошли в республике Абхазия. Из них, по предварительным данным, более 90% отдали свои голоса за Владимира Путина. Впрочем, в среде абхазской интеллигенции такого единодушия не наблюдается.

«Ну что, пойдешь за Путина голосовать?» – эта шутка, помню, была популярна в Абхазии в 2004-м, в канун выборов президента России, в которых участвовали как лица с российским гражданством и жители нашего не признанного тогда никем государства. Я вспомнил ее вчера, 4 марта, когда около часу дня подходил к зданию сухумской 10-й средней школы, где шло голосование, в результате которого, по всем прогнозам, Владимир Владимирович должен был в третий раз, теперь уже не на четыре, а на шесть лет, стать президентом РФ. Шутка эта ныне у нас не менее актуальна, чем восемь лет назад.

Ну, в самом деле, тогда люди говорили: ведь он, будучи еще премьером, фактически прекратил санкции против Абхазии, потом дал нам российские пенсии, гражданство… Ну, какая тут может быть альтернатива? Да и в России тогда Путину противостояли, в основном, как сейчас говорят, технические соперники…

Нынешняя безальтернативность для Абхазии, пожалуй, была еще определенней, чем тогдашняя. Ведь именно меведевско-путинский тандем три с половиной года назад признал независимость Абхазии и Южной Осетии и взял эти две республики под плотный патронаж. Останутся ли российско-абхазские отношения на том же уровне при каком-то другом президенте? Скорее всего, да. Но ведь от добра добра не ищут…

А вот в самой России, как известно, нынешняя ситуация была совсем не такой уж однозначной, как в 2004-м. То ли, как говорят, объявленная в октябре рокировка в тандеме возмутила мыслящую часть общества («вы, значит, и без нас все решили!»), то ли просто накопилась усталость от нынешнего многопартийного застоя…

Your browser doesn’t support HTML5

От добра добра не ищут



Стоял на удивление теплый солнечный день, чудом выдавшийся между днями, когда с неба падал мокрый снег. Приблизившись к зданию школы и увидев длиннющую очередь перед ее входом. Становиться в очередь или нет? Спутник мой был неоригинален: он собирался голосовать за Путина, поскольку «от добра добра не ищут». Я же признался ему, что испытываю смешанные чувства и начал рассуждать вслух.

Итак, Путин. Если полистать подшивку нашей газеты за 2000-2001 годы, то мне и самому порой удивительно, с какой, мягко говоря, неприязнью я писал тогда в своих политических обзорах под названием «Спектр» об этом неказистом на вид преемнике Ельцина, выходце из структур КГБ, который непонятно за какие заслуги и таланты возглавил великую страну, занимающую седьмую часть земной суши. И так же, как российскую либеральную общественность, меня возмущало, что он планомерно прибирает к рукам контроль над федеральными телеканалами, в частности расправа с НТВ, и многое другое в нем… Но через некоторое время был вынужден признать очевидный факт: Россия его не просто приняла, а приняла с воодушевлением. И хотя тут можно очень долго размышлять о степени справедливости этого (время его прихода к власти совпало со взлетом мировых цен на энергоносители, что создало иллюзию экономического рывка, со смертельной усталостью общества от политической нестабильности, которой он положил конец, и т.д.), но факт остается фактом.

Однако сегодня протестные настроения явно стали овладевать российским обществом. Мне в этом плане показался очень показательным агитационный телеролик, где журналист Мамонтов призывал голосовать за Путина примерно такими словами, словно стесняясь своего призыва: плохой он или хороший, но он – стабильность. Ну и, конечно, не могло не вызвать отвращения то «курирование» президентских выборов в Южной Осетии, позор за которое лежит на всем нынешнем российском руководстве.

Но где, увы, альтернатива? За последние двадцать лет уже так осточертело наблюдать потешные бои между «раком» и «щукой» российской политики: Зюгановым, который тянет «вперед, в коммунистическое прошлое», и Жириновским, который все лязгает на всех зубами! Еще быстрее надоело наблюдать за Мироновым, который не запомнился ни одной мало-мальски интересной мыслью.

Михаил Прохоров? Ну, слава Богу, что, наконец-то, появилось на российской политической авансцене новое лицо. Мне он, как и многим, симпатичен. Но, во-первых, он не мог так быстро нагулять политический вес, чтобы уже претендовать на победу. А во-вторых, меня несколько насторожила пара его заявлений касательно российско-грузинских отношений. Что означает «начать их с чистого листа»? Отозвать признание независимости Абхазии и Южной Осетии? «Сдать» народы наших маленьких республик, что неминуемо приведет к новым кровавым бучам? Хотелось бы верить, что нет. Но в таком случае это пустое заявление ради заявления.

Порассуждав таким образом, я сказал своему спутнику, что будь в бюллетенях пункт «против всех», я бы, наверное, выбрал его. Но такого пункта в них нет, а если вычеркну всех, то бюллетень будет просто считаться испорченным. В итоге, велика ли разница с тем, если я вовсе не проголосую? После этого мы вздохнули с облегчением и пошли дальше своей дорогой.

Ну а что думали в канун выборов другие жители Абхазии? Редакция газеты «Эхо Абхазии» обратилась к нескольким из них со следующими вопросами: «Собираетесь ли вы принять участие в этих выборах? Если да, то за кого из кандидатов проголосуете и почему? (ответ по желанию)».

Аида Ладария, филолог: «Я буду голосовать и отдам свой голос Путину».

Джамбул Жордания, актер Русского государственного театра драмы: «Если бы я голосовал, то отдал бы свой голос Путину. Но я не пойду голосовать, так как считаю, что россияне сами должны выбирать себе президента. Точно так же я бы не хотел, чтобы россияне выбирали президента Абхазии».

Дмитрий Белый, радио SOMA: Я не приму участия в голосовании 4 марта. Не считаю себя вправе избирать президента другой страны. Ее будущее должны определять люди, которые в этой стране живут».

Спартак Жидков, историк: «Я буду голосовать. Но не буду говорить, за кого проголосую».

Ольга Корнеева, врач: «Я буду голосовать, но мое волеизъявление будет протестным: я категорически не хочу голосовать за Путина, поэтому отдам свой голос или Прохорову, или Миронову, я пока не определилась. Отдать голос коммунистам просто рука не поднимется».

Аслан Кобахия, кандидат в депутаты Парламента РА, Герой Абхазии: «Собираюсь принять участие в выборах президента России. Голосую за Путина. Мой выбор – в знак благодарности за отношение к моей стране».

Елена Лабахуа, директор частной художественной галереи: «Не собираюсь, так как считаю, что выборы ничего не решают, работают технологии».

Эллина Дроздюк, филолог: «Я приму участие в выборах, потому что я – активный член гражданского общества и считаю, что выразить свою позицию – это мой гражданский долг. Я вычеркну всех, чтобы выразить, таким образом, свой протест. Я не вижу среди кандидатов ни одного, кому бы мне хотелось отдать свой голос».

Элеонора Когониа, журналист: «Не собираюсь. Считаю, что народ России сам должен решить, кому быть президентом страны, в которой они живут. Если бы я пошла на выборы, то, возможно, проголосовала бы за Прохорова. Я за смену власти».

Марина Аршба, заместитель директора по методической работе сухумской средней школы №1: «Конечно, пойду. Большинство из нас являются гражданами России и нам небезразлично, какой путь изберет Россия на ближайшие годы. Проголосую за Путина. Его политика в отношении Абхазии служит гарантом стабильности. Прохоров вызывает у меня недоверие. Мне не понравились его высказывания о необходимости налаживать дружеские отношения России с Грузией. Не за счет ли Абхазии с Южной Осетией?»

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия