Дом там, где работа

Блокада дала толчок к развитию и местного фермерства

ЦХИНВАЛИ---Значительная часть торговли овощами и фруктами в Южной Осетии находится в руках этнических азербайджанцев – выходцев из Грузии. До 2008 года этим бизнесом занимались исключительно они. Несмотря на то что сейчас границы с Грузией перекрыты, азербайджанцы продолжают работать.

Соня - жизнерадостная женщина лет пятидесяти. Она торгует в овощном магазинчике в центре города, на одном из крупных перекрестков, так что покупателей всегда много. Соня со своей большой семьей живет здесь уже 12 лет, переехали они из Марнеули. До войны 2008-го возили товар прямо из Марнеули - так было легче, вспоминает Соня:

«Тогда и большой рынок работал, и маленький. После войны в магазине работаем. Вот такие дела. Раньше товар из Гори, Марнеули возили. А сейчас только из Владикавказа. Дорога денег стоит, машина нужна, потому все товары дорогие».

Your browser doesn’t support HTML5

Дом там, где работа



Это не единственный магазин, который содержит семья Сони. Чуть выше по этой же улице еще один магазин - там дочь и зять работают. Сейчас сезон огурцов и помидоров. У Сони в ассортименте два вида помидоров - из Кабарды и Марнеули. Несмотря на закрытые границы, в Ленингорский район все же завозят овощи из Грузии, и эти помидоры оттуда. Но здесь, В Цхинвале, помидоры из Кабарды и Марнеули стоят одинаково:

«Оба сорта 90 рублей стоят. Сейчас сезон помидоров, огурцов. Все спрашивают марнеульские, любят марнеульские помидоры, потому что они вкуснее».

Блокада дала толчок к развитию и местного фермерства. Уже многие предприниматели занимаются выращиванием овощей, но местных помидоров и огурцов пока нет. Зато есть клубника и черешня, сейчас как раз сезон. Предприниматели скупают их у местных жителей и продают. А еще местная зелень, добавляет Соня. Я спрашиваю, комфортно ли азербайджанцам жить в Южной Осетии? Соня уверяет, что да, все хорошо, главное - работа есть. И детям здесь нравится.

«Внучка ходит здесь в детский сад, дочь моя младшая в школу ходит. Они уже по-осетинки разговаривают, маленькая хорошо говорит, как осетинка! И сын хорошо разговаривает по-осетински, но я не умею».

Недавно все члены семьи Сони получили югоосетинское гражданство. Даже проголосовать на президентских выборах успела, хвастается она. Сейчас главная задача – купить дом. Пока они живут в съемной квартире. Соня говорит, что пока не решила, где покупать дом, в Южной Осетии или России. Но дом там, где работа, и, скорее всего, Соня со своей семьей обоснуется здесь.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия