Александр Анкваб: "Мы сами с усами"

Непосредственно с президентом абхазские журналисты встретились 10 октября

Когда в середине нынешнего лета после семимесячного перерыва состоялась очередная пресс-конференция президента Абхазии, в ходе ее прозвучало немало высказываний журналистов в том смысле, чтобы "надо чаще встречаться". Решили вроде бы "раз в месяц", хотя я предлагал "раз в квартал", потому что чаще мне казалось нереалистичным. В итоге же перешли к такой практике: раз в неделю руководитель правительственной информации при президенте РА Кристиан Бжания отвечает, посоветовавшись с Александром Анквабом, на вопросы журналистов, поступившие по электронной почте. А непосредственно с президентом абхазские журналисты встретились в среду, 10 октября.

Я задал самый первый вопрос: что глава нашего государства думает о новом правительстве Грузии и первых заявлениях его представителей о перспективах грузино-абхазского урегулирования? Александр Золотинскович ответил так:
"Если грузинская мечта – это вернуть Абхазию в свое лоно, то эта мечта – иллюзорная. Если грузинская мечта – в налаживании добрососедских равноправных отношений, то это хорошая грузинская мечта. Других комментариев у меня нет. Никто нам пока не звонил, никто писем не слал. Вот то, что я читал сегодня… мне дали Пааты Закареишвили интервью. Этакий голубь вчерашний, сегодня в перспективе грузинский чиновник. Говорит, что мы готовы обсуждать все, но никакой независимости у осетин и абхазов не будет. Спасибо большое, но мы сами с усами, как говорят в народе. Мы сами будем строить свою жизнь, определять свою судьбу дальнейшую. Мы ее уже определили, и нам не нужны подобного рода советчики, комментаторы, которые якобы надеются на благосклонное отношение к ним в Абхазии, где у них, как он пишет, много друзей среди гражданского общества, НПО. Друзья-то друзьями, а табачок врозь. Вот этого не учитывает господин Закареишвили".

Спустя некоторое время Александр Анкваб вернулся к этой теме и подчеркнул: "Мы видели и агрессоров, и политологов, и голубей всех мастей. Пережили тех, переживем и этих…"

Редактор "Чегемской правды" Инал Хашиг напомнил президенту, что во время июльской пресс-конференции тот сказал, что не знаком с уголовным делом трехлетней давности журналиста Антона Кривенюка, который был обвинен в клевете и получил три года лишения свободы условно, и пообещал познакомиться с ним. Удалось ли за прошедшее время Александру Золотинсковичу сделать это? Президент ответил:

"Ознакомился. Кстати, очень подробно. Я давно не читал уголовных дел. Прочитал его от первой до последней страницы. Что я могу сказать? С точки зрения правовой – уголовного права, уголовного кодекса и уголовного процесса – с юридической точки зрения дело безупречно. Абсолютно. Все там соблюдено. И на тот момент, когда он это писал, он написал под статью уголовного кодекса".

Другое дело, что, по словам президента, – так, во всяком случае, я его понял – возбуждать это уголовное дело не стоило, сам он не стал бы это делать. Далее у них завязалось что-то вроде диалога с Иналом, который сказал, что сегодня на соглашение по ремонту Абхазской железной дороги и российском кредите в 2 миллиарда рублей, о которых писал Кривенюк, многие смотрят уже по-другому, чем смотрели три года назад, и признают его правоту. Президент стоял на своем:
"Кривенюк писал, что украли деньги. Деньги невозможно украсть, если они не находятся у тебя в банке или на столе. Их невозможно украсть, потому что это экспортный кредит, эти деньги к нам не приходили вообще. Ни копейки. И сегодня там 400 с лишним миллионов рублей еще не использованы, и у нас нет возможности их использовать. Использовать их будет та сторона, которая подписывала контракт, – РЖД".

Далее было много других вопросов и ответов. И об отношении президента к Женевским дискуссиям и деятельности международных миссий в Абхазии, и о деятельности различных организаций абхазской диаспоры в Турции, и о том, что, в конце концов, делать со злостными неплательщиками за электроэнергию, которых в Абхазии треть населения, и теми 250 лицами, кто не возвращает кредиты, взятые у государства, в том числе и по несколько десятков миллионов рублей, и о судьбе малых ГЭС, региональных дорог, творческих союзов и коллективов…

Встреча продолжалась около двух часов.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия