Олимпийский вопрос

После августовской войны Тбилиси начал готовить почву для бойкота сочинской Олимпиады

Резкую критику "Национального движения" вызвало вчерашнее заявление Бидзины Иванишвили о том, что грузинская сборная примет участие в Сочинской Олимпиаде. Оппозиция угрожает акциями протеста и иными шагами, призванными помешать отправке грузинской сборной в Сочи. Это первое столкновение позиций новых и старых властей.

С опозданием почти на сутки, но "Национальное движение" все же решило дать настоящий бой команде Иванишвили. Несколько членов партии обратились к журналистам с просьбой дать им возможность высказаться по поводу вчерашнего заявления будущего премьер-министра о том, что грузинская сборная примет участие в Сочинской Олимпиаде, и даже больше – Грузия будет всячески способствовать тому, чтобы игры прошли в спокойной обстановке.

На фоне высказываний по поводу бойкота Грузией Олимпиады в России, на которые не скупились представители старых властей и сторонники бывшей правящей партии, слова Иванишвили фактически приобрели скандальное звучание. Действительно, хотя официальная позиция по бойкоту так и не была сформулирована окончательно, грузинские власти настойчиво работали именно в этом направлении.

После августовской войны Тбилиси начал готовить почву за рубежом. Местные политики вели переговоры со своими партнерами в Восточной Европе по организации бойкота. Более того, грузинский парламент первым в мире признал геноцид черкесского народа, тем самым поддержав требование некоторых черкесских организаций не проводить Олимпийские игры на месте трагедии полуторавековой давности.

"У нас будет возможность поставить этот вопрос в парламенте, – пригрозил парламентарий теперь уже оппозиционного "Национального движения" Шота Малашхия. – Все рычаги будут использованы как внутри страны, так и за рубежом".

Малашхия не исключает, что придется прибегнуть к уличным акциям. "Националы" обещают сделать все возможное для того, чтобы зимой 2014 года грузинские спортсмены не поехали в Сочи.

Оппозиция объясняет, что такого не может происходить, пока российская армия продолжает оставаться в Абхазии и Южной Осетии. Прошлое правительство, опираясь на эту логику, надеялось предать Россию остракизму по сценарию Московской Олимпиады 80-го года. Тогда часть западных стран бойкотировали игры в знак протеста против российского вторжения в Афганистан.

"Бидзина Иванишвили заявил, что грузинская команда должна участвовать в Олимпийских играх, но он не говорил, что она будет в них участвовать, – говорит член "Грузинской мечты" Мамука Арешидзе. – Я думаю, что это был, скорее, мессидж, чем твердое решение".

Это послание, по словам Арешидзе, было направлено конкретному адресату – президенту России Владимиру Путину. Тем самым Иванишвили дает понять, что выступает за нормализацию грузино-российских отношений.

Северокавказскую политику новое правительство намерено рассматривать в общем русле отношений с российским руководством. В предвыборной программе "Грузинской мечты" сказано, что коалиция готова "развивать отношения с народами Северного Кавказа", но не намерена "злоупотреблять этим для углубления конфронтации с Россией".

Означает ли это, что все контакты с северокавказскими общественными организациями, а вместе с ними и совместные проекты в скором будущем будут свернуты? С ответом на этот вопрос в новом правительстве пока не торопятся. Резких изменений, как, например, отзыв признания черкесского геноцида, не ожидается, сказал Мамука Арешидзе.

"Надо будет все это прояснить, а потом делать определенные выводы. В целом, я думаю, что наша политика по отношению к этому региону будет более внятной, понятной и более четкой. По крайней мере, более искренней", – говорит Арешидзе.

Но даже если отношения с Россией так и не нормализуются, по правилам Международного олимпийского комитета Грузия и за неделю до начала Олимпиады сможет отказаться от участия в играх. Эту "козырную карту" в новом правительстве никто не намерен откладывать в сторону.