"Карамельная" маршрутка

Заходя в маршрутку Темура, каждый пассажир получает по карамельке. В этом ритуале ежедневно участвуют сотни жителей Тбилиси

Заходя в маршрутку Темура, каждый пассажир получает по карамельке. Это обязательный ритуал, в котором ежедневно участвуют сотни жителей центральных районов Тбилиси.

Мало кто из них знает имя дарителя конфет, но весть о феноменальном водителе обычной маршрутки уже облетела всю столицу. 10 месяцев назад Темур впервые сел за баранку маршрутки номер 66. Сначала раздавал конфеты только детям и старикам, позже включил в список студентов, а потом стал одаривать сластями всех своих пассажиров.

"Не хотел я больше видеть эти печальные лица в моей машине, – объясняет Темур причину своего необычного хобби. – Когда незнакомец конфету получает, не скрывает удивления: "Чем это я заслужил?" Я, чтобы не вдаваться в разъяснения, отшучиваюсь, что готовлюсь к Новому году или выполняю поручение начальства. А те, кто меня уже знают, сразу требуют конфету, почти ругаются, если замешкаюсь", – хохочет Темур.

Улыбка редко сходит с его загорелого лица. По виду этот высокий 52-летний мужчина плотного телосложения мало отличается от других водителей желтых маршруток. Так же, как и все, Темур выходит на работу в 7 утра, и до полуночи не выпускает руля из рук. Конфеты он покупает за собственные деньги, это почти половина его ежедневного дохода.

Your browser doesn’t support HTML5

"Карамельная" маршрутка



Не от сладкой жизни Темур пошел работать водителем. Родом он из Кутаиси, там многие его до сих пор помнят. Долгие годы содержал там ателье по пошиву одежды для девочек, а также продуктовый магазин и кафе. В фамильном доме, в котором Темур жил с женой и ребенком, всегда кипела жизнь – было полно птиц, собак и другой живности. Многие были наслышаны и о его самой крупной в западной Грузии коллекции кактусов.

Семья жила в достатке, пока в 2008 году Темур не попал в аварию. Очень скоро он лишился бизнеса, а потом и родительского дома – его пришлось оставить по требованию банков, которым Темур задолжал по кредитам.

"Я был на костылях, когда меня выселяли из дома, на костылях я приехал в Тбилиси. Но кто здесь на работу возьмет калеку, да еще и в моем возрасте?! Ничего заработать тогда я так и не сумел", – рассказывает Темур.

Почти полтора года ему пришлось жить под открытым небом. Темур поселился в тихом дворе на самой окраине города. Там перебивался с хлеба на воду, а иногда голодал неделями, пока кто-нибудь из знакомых не справлялся, где же он, и не приглашал к себе домой просто пообедать.

"В Тбилиси находились люди, которые мне помогали. Но как-то так получалось, что все они были либо азербайджанцы, либо осетины, либо армяне. Грузины как-то всегда меня сторонились, редко кто из них звал меня домой и кормил, предлагал помыться и постирать одежду. Бывало, что неделями куска хлеба в руках не держал. Вот так протягивал от осени до весны, но дожил-таки до сегодняшнего дня", – рассказывает Темур.

Во дворе он довольно скоро стал своим человеком. Местные ребята, узнав о его несчастье, сжалились и предложили отвезти в монастырь. Там Темур отрастил длинную бороду и уже готовился принять церковный сан, но в последнюю минуту передумал и вернулся в Тбилиси.

В этот раз судьба была к нему благосклонна – Темур устроился водителем маршрутки. Первые несколько месяцев желтый микроавтобус был его единственным домом.

"Одежда была у меня в автобусе. Утром хватал мыло, полотенце, бежал во двор университета, умывался там водой из бака, менял одежду и опять за руль", – вспоминает Темур.

Сейчас он твердо стоит на ногах, снял квартиру и очень надеется, что скоро к нему переедет его единственный сын. В Кутаиси Темур возвращаться пока не собирается, но часто вспоминает о своем родном городе. Кутаисцы, признался Темур, сильно отличаются от жителей столичного мегаполиса:

"Огромная разница между ними. Я думаю, Кутаиси – более теплый город. Там таких лиц, как здесь, почти не встретишь. В Тбилиси все агрессивные, их раздражает любая мелочь. Только машина на дороге немного правила нарушит, и десятки машин вокруг начинают гудеть. Такого в Кутаиси не бывает, по крайней мере, не было, пока я там жил".

Темур надеется, что его конфеты смогут что-то изменить в людях этого города. И действительно, эффект есть, пусть и кратковременный.

Пока мы вместе ездили по ночному городу, Темура не раз и не два поблагодарили за конфеты. Устроившись на сиденьях, попутчики начинали сразу же шуршать фантиками и, весело посасывая карамельки, обсуждать последние события в городе.

Один мужчина пришел в восхищение от предложенной конфеты и решил подыграть водителю – достал из кармана пузырек с мыльным раствором и стал раздувать разноцветные шары во все стороны. Маршрутка взорвалась хохотом.

Темур выглядел по-настоящему счастливым, когда мы добрались до конечной остановки. Что ему, наполненному такой удивительной радостью, все те невзгоды, через которые пришлось пройти в прошлом! Он не испытывает ни малейших сомнений в том, что его будущее будет таким же безоблачным, как и настоящее. А потому он открывает новый мешочек со сладостями и раздает карамельки своим новым пассажирам.