"Народный арсенал" нервирует власть

Силовики предлагают создать систему резервистов, за каждым из которых будет закреплено оружие, зарегистрированное по всем правилам

Силовики Южной Осетии заявляют о своей готовности обратиться к президенту республики с законодательными инициативами, которые позволят вывести из нелегального оборота стрелковое оружие, хранящееся у местного населения.

После признания государственности Южной Осетии и размещения на территории республики российских военных баз стрелковое оружие, хранящееся на руках мужского населения, из гаранта безопасности превратилось в источник угрозы для местной власти. Последняя раздражает население чрезмерной коррумпированностью и авторитарностью.

Югоосетинские власти после войны 2008 года ввели уголовную ответственность за хранения оружия и предложили населению сдать стволы – не получилось, после 20 лет конфликта люди не чувствуют себя в безопасности без оружия в доме.

Теперь новая администрация продемонстрировала более гибкий подход к этой проблеме, учитывающий опасения сторон.

Вчера в ходе дискуссии за круглым столом в Гостелерадиокомпании "Ир" заместитель генерального прокурора Южной Осетии Сергей Битиев и министр внутренних дел Ахсар Лавоев выступили с целым рядом инициатив, которые сводятся к следующему: по примеру Швейцарии создать в Южной Осетии систему резервистов, за каждым из которых будет закреплено оружие, зарегистрированное по всем правилам. Правда, в отличие от Швейцарии, храниться оно будет не дома, а в определенном контролируемом государством месте – складе и т.п. Все остальные стволы предложено выкупать у населения, как это недавно практиковалось на Северном Кавказе. То есть оружие вроде бы будет у каждого, но лежит оно не дома, а где-то под контролем государства.

Your browser doesn’t support HTML5

"Народный арсенал" нервирует власть


Руководитель общественного движения "Твой выбор, Осетия" Алан Джуссоев говорит, что население вряд ли откликнется на это предложение – ахиллесова пята этой инициативы в том, что она предполагает доверие населения к властям, которого, увы, нет:

"Каждый хранит оружие дома, потому что, во-первых, все еще сохраняется угроза со стороны Грузии, а во-вторых, нет веры, что в случае агрессии население будет защищено государством. Все помнят 2008 год, когда большинство людей, никем не организованное, раздробленное, осталось без оружия. Второй раз на одни и те же грабли наступать вряд ли кто-то захочет. Другое дело, если бы Южная Осетия стала частью Российской Федерации – тогда бы это оружие стало никому не нужным. С кем воевать? За тебя будет воевать российская армия. А сейчас будет она за тебя воевать? Стопроцентной гарантии нет, хотя есть военная база и тому подобное".

Эта активность властей по изъятию оружия у населения по времени совпала с интенсивными консультациями югоосетинских и российских партнеров по широкому кругу проблем. Военный обозреватель Андрей Солдатов не исключает, что и российская сторона может поторапливать южных соседей побыстрее решить проблему с неконтролируемыми запасами оружия, тем более что попытки нелегального ввоза автоматов из Южной Осетии на бурлящий Северный Кавказ уже не раз пресекались на границе:

"Это может быть связано с общим оживлением ФСБ на Северном Кавказе, связанным с Олимпиадой в Сочи. Спецслужбы по очень многим направлениям стали более активно себя вести буквально последние месяц-полтора. Я так понимаю, они вступили в такой период, когда у них осталось меньше года до Олимпиады, а ситуация не выглядит успокаивающей, и с этим надо что-то делать. В рамках общего плана мероприятий, который они для себя наметили, могли вспомнить и об этой проблеме".

"Эхо Кавказа": По вашим данным, можно говорить о притоке оружия из Южной Осетии на Северный Кавказ?

Андрей Солдатов: Я не слышал, чтобы осетинское оружие стало играть заметную роль на Кавказе. Но я могу этого просто не знать.

В 2011 году во время противостояния местной бюрократии, разворовавшей российскую помощь, и общества, до которого эта помощь не дошла, наблюдатели пророчили кровавую развязку конфликта, памятуя о "народном арсенале" и военном опыте местного населения. Не случилось. В первую очередь благодаря тому, что общество оказалось мудрее власти и не повелось на репрессии в отношении гражданских активистов. Но осадок остался, и отношение к оружию, как источнику угрозы, – тоже осталось.

По мнению местных экспертов, если в этом году правительство не продемонстрирует реальных шагов по оздоровлению социально-экономической сферы республики, политический кризис неминуем, а значит, и взволнованность власти по поводу "народного арсенала" вполне понятна.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия