Хотя без Уго и туго…

В Абхазии видят в преемственности политики Уго Чавеса залог продолжения дипломатических отношений и дружбы между Каракасом и Сухумом

Вспоминается, как в понедельник 15 апреля мы с друзьями в Сухуме, отслеживая разноречивые сообщения, поступавшие из далекой Венесуэлы о результатах прошедших там накануне президентских выборов, делились своими впечатлениями и прогнозами. В какой-то момент, как известно, ситуация стала очень зыбкой. Мы вспоминали другие случаи "роковых сближений" цифр в таких ситуациях, в частности у нас на выборах 2004 года, и кто-то сказал: "Не дай Бог, если там начнется гражданская война". А что, такое ведь бывает в странах, где складывается жесткое противостояние примерно равных политических сил. Но потом, как известно, разрыв между лидерами избирательной гонки вырос с полутора до двух процентов общего числа голосов. И пятидесятилетний статный черноусый преемник покойного Уго Чавеса Николас Мадуро отпраздновал-таки победу над лидером оппозиции сорокалетним юрким говорливым Энрике Каприлесом. Хотя это, скорее всего, не последняя их политическая схватка.

Среди участников нашего разговора были отнюдь не только "угоисты", то бишь поклонники одного из самых харизматичных мировых политиков Чавеса, но, тем не менее, все мы, конечно, болели за Мадуро, ибо видели в преемственности его политики залог продолжения дипломатических отношений и дружбы между Каракасом и Сухумом.

Your browser doesn’t support HTML5

Хотя без Уго и туго…


Но вот в перепечатанном на днях абхазскими СМИ из российского "Коммерсанта" интервью посла Абхазии в Венесуэле Заура Гваджава прозвучало и другое мнение, для многих достаточно неожиданное. На вопрос о том, не стала бы венесуэльская оппозиция в случае своей победы пересматривать решение боливарианского правительства о признании независимости Абхазии, Заур Гваджава, давно живущий в Венесуэле тренер по боксу, заявил, что нет. В Венесуэле уже знают об Абхазии, знают, что у нее древняя история, а абхазы – народ со своим языком… Словом, это решение, на его взгляд, там уже никто не будет отменять.

Когда в интервью зашел разговор о том, почему застопорился процесс международного признания Абхазии и Южной Осетии (три-четыре года назад казалось, что теперь грядет волна признаний их независимости со стороны других стран, прежде всего Латинской Америки), посол ответил так: "Мы работаем, но работают и наши соперники". Например, в свое время президент Эквадора Рафаэль Корреа приехал в Москву, и у него спросили, не собирается ли Кито признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Он сказал, что рассмотрит эту просьбу, если она поступит ему. "Но пока мы довели свою просьбу до эквадорского МИДа, там уже были грузины. Нечто подобное произошло и с Доминиканской Республикой. Одно время она была готова признать нас, но что-то не сложилось, где-то недоработали". Заур Гваджава сообщил также, что нынче в Сухуме ждали визита к нам Уго Чавеса, но, увы, его болезнь и смерть разрушили эти планы. А сейчас из Сухума поступили приглашения новому президенту Венесуэлы Николасу Мадуро, главе ее МИДа Элиасу Хауа и главе МИДа Никарагуа Самуэлю Сантосу приехать к нам в конце мая на 20-летний юбилей МИДа республики.

Недавно в интервью газете "Республика Абхазия" поделился своими мыслями и назначенный в начале этого года специальным представителем президента Республики Абхазия в странах Центральной и Южной Америки депутат абхазского парламента, председатель партии ЭРА Беслан Бутба. Он рассказал, что ему поручено способствовать развитию многообразных связей с государствами, уже признавшими суверенитет Абхазии, и работать в направлении поиска и изучения возможностей для признания Абхазии другими государствами региона. На первом этапе, считает Беслан Бутба, необходимо добиться более высокой информированности политэлит региона о позиции, политических целях нашей страны, ее истории, культуре, духовных ценностях.

Латинская Америка является очень перспективным регионом для работы, так как представлена странами, которые проводят принципиальную и самостоятельную внешнюю политику, основанную на уважении социальных и политических прав народов. Естественно, руководство Абхазии сознает, что при решении интересующих нас вопросов будут возникать значительные трудности, связанные с противодействием Грузии и ее союзников. Однако активная, инициативная, наступательная внешняя политика может принести нам только положительные результаты, способствовать выходу страны во внешний мир, формировать новые возможности для становления Абхазии как полноправного участника международного сотрудничества. Мы, подчеркнул он, искренне признательны России в лице ее представителей, осуществляющих внешнюю политику страны, за их последовательные усилия, направленные на укрепление международных позиций Абхазии.

Действительно, нельзя не отметить, подытоживая все сказанное, что борьба за "признание – непризнание" РА и РЮО между ними и их патроном Россией, с одной стороны, и Грузией и ее западными патронами, с другой, превратилась в некие догонялки. Или в серию детективных историй с участием майоров прониных, пинкертонов, джеймсов бондов и т.д. Неслучайно в последнее время руководители Министерства иностранных дел Абхазии на всех пресс-конференциях заявляют, что они не рассказывают о работе по дальнейшему международному признанию нашей страны не потому, что она не ведется, а потому, что любая информация на эту тему тут же фиксируется в Тбилиси и там разрабатывается настоящий генеральный план по противодействию нашим усилиям.

Порой, наблюдая за нешуточными страстями и расследованиями в СМИ по поводу того, скажем, признало или не признало нас островное тихоокеанское государство Вануату, становится даже забавно. На самом деле, конечно, судьба Абхазии не решится от того, признает ли ее на одно больше или на одно меньше из каких-нибудь микрогосударств, затерянных на просторах Микронезии. Или даже Полинезии. Или даже если ее признает Эквадор... Ну да ладно, пусть продолжаются эти "догонялки". В любом случае это гораздо лучше, чем то, что было двадцать лет назад, когда судьба Абхазии и ее народа решалась в кровопролитных боях, когда почти не смолкали разрывы снарядов и каждый день на этой земле уносил все новые жизни.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия