Оппозиционные стали провластными, и наоборот

Для экспертов тревожным сигналом послужили препятствия, которые чинили журналистам блюстители правопорядка в освещении разгона первомайской манифестации студентов

Накануне Всемирного дня свободы прессы, который отмечается 3 мая, Международная неправительственная организация Freedom House опубликовала мировой рейтинг свободы прессы в 2013 году. Уже второй год подряд в адрес Грузии звучат похвалы составителей доклада за улучшение ситуации со свободой СМИ в стране. Однако местные наблюдатели не разделяют оптимизма международной организации.

Мирная смена власти после октябрьских парламентских выборов в Грузии стала тем основным событием, которое подтолкнуло представителей Freedom House еще на три балла повысить оценку состояния свободы СМИ в Грузии. Теперь у Грузии 49 баллов, и это означает, что страна остается "частично свободной". Чтобы стать "свободной", она должна набрать еще 19 баллов. Директор проекта по определению уровня свободы прессы Карин Карлекар называет различные причины, по которым прогресс Грузии сочли "значительным":

Your browser doesn’t support HTML5

Оппозиционные стали провластными, и наоборот


"Основной успех приходится на рост политического многообразия на телевизионном рынке. Примечателен и факт возвращения телекомпании "Имеди" владельцам, а также то, что СМИ была предоставлена возможность очень хорошо осветить выборы".

Выводы о состоянии свободы СМИ специалисты организации делают на основе оценки таких критериев, как свобода высказывания, степень правительственного контроля над СМИ, условия работы журналистов в стране, случаи применения насилия по отношению к журналистам, экономическая и политическая ситуация в стране и так далее. С учетом этих обстоятельств эксперт Звиад Коридзе согласен с оценками Freedom House, однако напоминает, что все в этом мире относительно:

"Речь идет о сравнительном прогрессе. Независимость редакционной политики остается главной проблемой в Грузии. Несмотря на то что бизнес сумел получить относительную свободу от давления со стороны властей, СМИ не могут существовать только за счет рекламы, особенно это касается телекомпаний. Они развиваются с помощью политического капитала, а привязанность к политическим деньгам отражается и на содержании редакционной политики".

Глава Центра по мониторингу СМИ Ия Мамаладзе не скрывает своего разочарования. Она недоумевает, как могли не отразиться на рейтинге свободы СМИ те нарушения, которые зафиксировала их организация в ходе напряженной предвыборной кампании: недоступность публичной информации, наложение арестов на сателлитные тарелки телекомпании "Маэстро" и "9-го канала", препятствия, чинимые чиновниками журналистам в ходе предвыборной кампании:

"Да, возможно, справедливость и восторжествовала, когда телекомпанию "Имеди" вернули бывшим владельцам. Но это не является адекватным ответом на те противозаконные действия бывших властей, которые они совершили по отношению к этой телекомпании. Остаются без ответа вопросы: как произошла эта передача, по каким схемам, почему за символическую цену? В чем причина того, что до сих пор не расследованы зафиксированные нами факты нарушения прав журналистов в ходе предвыборной кампании и голосования, не наказан ни один человек, который препятствовал журналисту в исполнении его профессионального долга".

По словам Ии Мамаладзе, СМИ остаются поляризованными и после выборов, они лишь изменили идеологическую направленность – оппозиционные стали провластными, и наоборот. Для эксперта тревожным сигналом послужил разгон полицией первомайской манифестации студентов и то, что блюстители правопорядка чинили журналистам препятствия в освещении этого события.

"Это обязательно аукнется новым властям в следующем рейтинге свободы прессы", – отмечает Ия Мамаладзе.