Контрнаступление Леонида Дзапшба

Памятна наблюдателям карьера экс-министра внутренних дел Абхазии Леонида Дзапшба – ее взлет при Багапше и крах при Анквабе

Сегодня в пресс-клубе Ассоциации работников СМИ Республики Абхазия состоялась презентация общественного объединения "Общегражданский союз Абхазии за законность, стабильность и демократию". К сожалению, журналистов пришло мало, так как в этот день в столице Абхазии проходили и другие мероприятия, привлекшие внимание СМИ. Тем не менее пресс-клуб был заполнен, так как наряду с председателем зарегистрированной недавно Минюстом организации Леонидом Дзапшба, который вел презентацию и отвечал на вопросы журналистов, в зале сидели многие члены правления и другие ее активисты.

"Ба, знакомые все лица!" – подумалось мне, когда увидел некоторых из них. И первым моим вопросом Леониду Юрьевичу, после того как он уже минут двадцать пять рассказывал о задачах и целях Союза (по его словам, в нем уже около тысячи человек) и о том, что он не приемлет в действиях нынешней власти, было, кто еще из известных обществу людей вошел в организацию, кто его соратники? Леонид Дзапшба ответил:

Your browser doesn’t support HTML5

Контрнаступление Леонида Дзапшба


"Пожалуйста, никакого секрета нет. Они здесь все сидят. Вот сзади вас кандидат наук, известный человек Барциц Руслан Михайлович, Виталий Зиевич Чамагуа, Ачба Лев Николаевич, Александр Михайлович Адлейба, Зекир-оглы, Цурцумия, Пачулия, Харчилава, Даутия…"

"Остановитесь, сейчас вы весь зал перечислите…" – пошутила руководитель АРСМИРА Изида Чаниа, которая была ведущей встречи.

"…Ладария. Это 18-20 человек, которые официально в Минюсте подали… Со всеми адресами, атрибутами. Никакого секрета нет".

Что ж, история старая, как сама политика. Круговорот действующих лиц в ней. Например, не раз приходилось наблюдать такую картину: деятельного депутата заметили и взяли на руководящую должность в исполнительную власть. Через некоторое время он стал неугоден высшему руководству и его "ушли", и тогда он снова баллотируется в парламентарии, идет в политику, чтобы стать уже оппозиционным депутатом… В данном случае ситуация несколько иная, бывших парламентариев здесь нет, но суть та же. Бросается в глаза то, что объединило столь разных людей, во всяком случае некоторых из названных, – активное неприятие нынешнего руководства страны.

Виталий Чамагуа двадцать лет руководил газетой "Республика Абхазия" и был отправлен в отставку Александром Анквабом вскоре после избрания того президентом в 2011 году. Примерно столько же Лев Ачба возглавлял Республиканскую больницу. Александр Адлейба при президентстве Сергея Багапша был его представителем в парламенте и одним из руководителей президентской администрации. Вскоре после своего избрания Анкваб отправил его в отставку, спустя несколько месяцев Адлейба баллотировался в депутаты парламента, не прошел, но в прямом телеэфире в ходе избирательной кампании выступил с крайне жесткой и язвительной критикой действующего президента. Многие тогда в обществе рассуждали: но ведь к оппозиции он наверняка не примкнет, потому что из другой политической команды... Но еще более памятна наблюдателям карьера Леонида Дзапшба, ее взлет при Багапше и крах при Анквабе. После назначения в 2010 году Леонида Юрьевича министром внутренних дел Абхазии он развил на этом посту столь бурную деятельность, что некоторые даже стали поговаривать о его будущих политических амбициях. Но когда после скоропостижной смерти Багапша государство возглавил Анкваб, поползли слухи, что он Дзапшба на этом посту не оставит. Так и случилось. Мало того, в прошлом году Генпрокуратура возбудила против Дзапшба уголовное дело, обвиняя в финансовых злоупотреблениях на посту президента Федерации футбола Абхазии. Он отбивался с помощью прессы, потом постепенно все об этом замолчали; видимо, отбился.

И вот теперь, похоже, он переходит в контрнаступление, решив пополнить в Абхазии число оппозиционных организаций. Правда, если для главной у нас оппозиционной силы – партии "Форум народного единства Абхазии" – Багапш и Анкваб представляют неразрывный политический тандем и годы правления обоих одинаково для нее неприемлемы, то для Леонида Юрьевича, как, по-видимому, и для Александра Михайловича, первый – "отец родной", а второй – разрушитель созданного первым. Собственно, об этом сегодня Дзапшба сказал немало. В какой-то момент он даже выдвинул такие обвинения: "Все, что сегодня строится, – вокруг одного человека и вокруг его людей. Родственники и так далее". Он заговорил, в частности, о каких-то трех заводах: "Все – близкие и родные. Глава Сухумского района не знает о существовании одного, второго, третьего завода. Все полным ходом работают, не имея разрешительных документов".

Зашла на презентации и речь о предстоящих в июне (после назначения бывшего депутата Беслана Эшба вице-премьером правительства) повторных выборах в парламент РА в избирательном округе №1 – в Новом районе Сухума. Там уже выдвинут в кандидаты один из лидеров "ФНЕА" Даур Аршба. Изида Чаниа спросила:

"Леонид Юрьевич, у меня вопрос такого рода. В Новом районе выборы. Есть слухи, что вы выдвигаетесь. Соответствует ли это действительности?"

"Слухи ваши оправданы. Я это могу уже сказать. Я в Новом районе жил. И до войны, и после войны. Граждане, живущие там, в большинстве меня неплохо знают. Работая на различных должностях, что мог, делал для них".

Изида не отставала: но не получится ли в результате, что оппозиционеры, как бывало и раньше, помешают друг другу?

"И Рауля Джумковича, и Даура Аршба я давно знаю. Очень уважаю этого человека. Добропорядочный человек. Он два созыва был депутатом. Во многих местах баллотировался. Я попросил, по крайней мере, я честно сказал, глядя в глаза… Я думаю, они так же честно откликнутся. Я попросил: если можно, дайте дорогу. Дайте поработать, попробовать свои силы. И мои однопартийцы, члены нашей организации, сегодня сказали: "Леня, иди!" Если поймут Рауль Джумкович и его сторонники, я буду очень благодарен, потому что мы делаем одно дело".


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия