Имеют ли значение невыполненные обещания?

Гиа Нодиа

Грузия приближается к знаменательной годовщине: 1 октября прошлого года впервые в независимой истории страны оппозиция одержала победу на выборах и пришла к власти. Подготовка к президентским выборам (которые не слишком важны) и ожидание ухода из политики Бидзины Иванишвили (что очень важно) во многом затмевают эту годовщину. Но именно контекст грядущих изменений делает подведение итогов особенно актуальным.

По логике вещей, самый лучший метод для этого – вспомнить, что вначале обещала оппозиция, а затем оценить, что она на самом деле сделала после прихода к власти. Проблема в том, что такая постановка вопроса автоматически делает аналитика последователем оппозиции сегодняшней – т.е. "Национального движения". Что касается пиарщиков "Мечты", они иногда говорят о своих достижениях, хотя редко, предпочитая напоминать, какой плохой Миша. Но вспоминать о прошлогодних обещаниях для них – строгое табу.

Your browser doesn’t support HTML5

Имеют ли значение невыполненные обещания?


Скорее всего, с подачи "Национального движения" создан специальный сайт dreammeter.ge или "Мечтомер". Он претендует на то, чтобы беспристрастно, т.е. опираясь на независимые источники, оценить, насколько мечта осуществилась, то есть насколько названное так политическое объединение выполнило свои обещания.

Результаты обескураживают. "Мечтомер" насчитал 83 обещания; из них пока по-настоящему выполнено лишь одно – широкомасштабная амнистия. Выпущено на свободу более 13 тысяч заключенных, т.е. более половины, в тюрьмах осталось около десяти тысяч. Насколько это хорошо или плохо, – можно спорить, но сам факт сомнений не вызывает: сказано – сделано.

Еще несколько обещаний выполнено отчасти. Например, народу обещали резко понизить тарифы на коммунальные услуги. Небольшое понижение действительно произошло, что само по себе приятно. Но если посмотреть внимательно, от обещанного уж очень далеко. В предвыборный период Иванишвили и его команда объясняли, что тарифы столь высоки потому, что деньги идут в карманы коррумпированной власти; как только придем мы, срежем "долю" Саакашвили, и тарифы сразу резко упадут. Например, цену за газ обещали понизить в три раза. Не знаю, насколько верили они во все это сами, но ясно, что после прихода к власти никакой "доли" найти не удалось, а тариф слегка понизили – например, упомянутый газ подешевел на десять процентов – за счет снятия определенных обязательств с энергокомпаний. По мнению критиков, это принесет вред долгосрочному развитию области.

Есть и другие обещания, которые начали выполнять: построено определенное количество домов для вынужденно переселенных лиц из Абхазии и Южной Осетии, расширено количество бесплатных сервисов в области здравоохранения, большинству крестьян государство весной бесплатно вспахало участки и т.д. Но все это – почти ничего по сравнению с совершенно мифологическим масштабом манны небесной, которую перед выборами обещала рассыпать "Мечта". Главные обещания касались самой болезненной для большинства грузин темы – безработицы. Будущий премьер обещал, что года через четыре она вообще исчезнет, но уже до конца 2013-го должны были открыться то ли сто, то ли шестьдесят новых заводов. Пока нет известий ни об одном из них, а официальная статистика говорит, наоборот, о неуклонном снижении экономического роста.

Скорее всего, "Мечтомер" – это предвыборный политический проект. Статистику обещаний можно обвинить в тенденциозности. Но это не главное. Главное, что оценка, по сути, правильна, и властям очень трудно эту информацию чем-то крыть. Когда я просматривал комментарии в социальных сетях на оценки "Мечтомера" или аналогичные утверждения критиков, ответы лояльных "мечтателей" сводятся к двум: "да, сделано пока немного, но надо запастись терпением" или: "а что, Миша был лучше?"

Так что предмета для спора здесь на самом деле нет. Интересно другое: повлияет ли все это на результаты будущих выборов? По идее, рациональный избиратель должен бы сделать адекватные выводы. Но, хотя рейтинг правительства несколько упал, большинство комментаторов прочат победу в выборах кандидату от "Мечты" Георгию Маргвелашвили. Видимо, большинство грузинских избирателей толерантно относится к вранью политиков в особо крупных масштабах: "Что делать, они все такие".

Но, возможно, с невыполнением – или, скорее, невыполнимостью – прошлогодних обещаний как-то связано решение премьера Иванишвили уйти в отставку. Действительно, с кого после этого будет спрашивать за обман? Самое время уносить ноги.