"Последний хранитель"

Борис Багаев живет и работает в Цхинвале. Для него осетинский орнамент – это не только национальное украшение, но и философия древнего народа. фото: osetia.kvaisa.ru

В Северо-Осетинском художественном музее им. Махарбека Туганова открылась персональная выставка Бориса Багаева. Народного художника Осетии, заслуженного деятеля искусств Южной Осетии называют "последним хранителем осетинского орнамента". Творчество Бориса Багаева, недавно отметившего 90-летие, вызвало немалый интерес.

Работы, представленные на выставке, выполнены пером и тушью, а в оформлении панно использованы бисер, бусины, пуговицы. Рассказывает искусствовед Фатима Саутива:

"Борис Багаев опирается на историю, на архаику осетинского народа, на скифо-сарматские мотивы, зооморфные орнаменты, присущие нашей культуре, на героический Нартский эпос. Очень много изображений солярных символов. Великий осетинский художник Махарбек Туганов высоко ценил каллиграфические работы Бориса Багаева".

Your browser doesn’t support HTML5

"Последний хранитель"


Бориса Багаева называют хранителем традиций осетинского художественного орнаментального искусства. Он сочетает древние мотивы с современными элементами, обогащая прикладное искусство осетинского народа.

Корни осетинского национального орнамента уходят к скифо-сарматской кочевой культуре. Поэтому элементы знаменитого скифского звериного стиля сохранились в осетинском национальном орнаменте – это завитки оленьих рогов, черепа баранов, барсов, грифонов. Для осетинского традиционного орнамента характерны зооморфные, растительные и астральные символы. Например, розетки, лепестки, солярная символика, которыми обычно покрывают деревянные поверхности. В традиционной культуре осетин растительный орнамент используется для украшения спинок деревянных кресел с трехфазным изображением солярного символа – креста, свастики, круга... Камень менее податливый материал. Поэтому орнамент на нем можно встретить куда реже, в основном на надгробиях – "цыртах", фасадах склепов, башнях.

Рассказывает доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела археологии Северо-Осетинского института социальных и гуманитарных исследований Руслан Дзаттиаты:

"Орнамент использовался мастерами чаще всего на коже, на металле – на оружии в виде рогов животных, стилизованных под бараньи рога и череп оленя. Несколько лет назад мне удалось найти орнаментальные мотивы в виде завиточков на футляре из кожи в Даргавском катакомбном могильнике. Великолепная работа, будто сегодня сделали. А это VIII-IX века".

Растительный орнамент также встречается на ткани в виде вышивки на национальных женских костюмах. Здесь наиболее популярным является изображение скифского женского божества Апи. Это мифическое существо – полудева, полузмея, – которое указывает на три вертикальные зоны мира: крыльями – на небесную, человеческим телом – на земную, змеиным или рыбьим хвостом, а также их имитацией – на подземную. Хтоническая Богиня-мать связана с идеей рождения, жизнью, образом мирового древа, и поэтому в ее облике и атрибутах присутствуют признаки дерева, растениевидных отростков, цветочных розеток, трилистников. Священный для осетин образ и сегодня можно видеть на национальных женских костюмах.

Осетинский национальный мужской костюм не был орнаментирован. Допускается лишь кожаная аппликация на мягких голенищах сапог и на поясах. Рассказывает Руслан Дзаттиаты:

"Современный орнамент – авторский. Борис Багаев использует элементы старого орнамента, конечно, но в новом оформлении, новыми материалами. Делается инкрустация, вклейки разных предметов, совершенно случайных, например, пуговиц. Он использует старые элементы осетинского орнамента и подает нам заново в оформлении книг, например..."

Борис Багаев живет и работает в Цхинвале. Для него осетинский орнамент – это не только национальное украшение, но и философия древнего народа.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия