Дипломатии тостов недостаточно

Сергей Маркедонов

15 ноября в Сухуми завершил работу пятый российско-абхазский деловой форум. Фактически он был посвящен подведению итогов двустороннего сотрудничества после признания независимости Абхазии Россией. В ходе работы форума были озвучены многочисленные цифры, призванные подтвердить ведущую роль России в процессе восстановления и развития частично признанной республики в последние пять лет. Можно ли говорить о том, что в отношениях Москвы и Сухуми нет серьезных проблем? Или что-то осталось за скобками юбилейного мероприятия?

Российские и абхазские власти уделили сухумскому форуму значительное внимание. Достаточно сказать, что свое приветствие его участникам направил президент Владимир Путин.

Your browser doesn’t support HTML5

Дипломатии тостов недостаточно


Что же касается Александра Анкваба, то для него данное мероприятие стало важной презентационной площадкой. В последнее время все чаще деятельность третьего президента Абхазии по разным причинам становится предметом критических оценок внутри республики. Это показали и события, последовавшие за пятым российско-абхазским форумом (речь, конечно же, о Чрезвычайном съезде ветеранов войны между Грузией и Абхазией). Как бы то ни было, а глава республики стремится доказать, что во многом благодаря его конструктивным отношениям с Москвой Абхазия получает то, что ей нужно для восстановления и постконфликтного развития. Вот и на сухумском форуме Анкваб заявил, что, согласно Комплексному плану содействия социально-экономическому развитию республики, за 2010-2012 годы было освоено около 11 миллиардов рублей.

Приводить все другие цифры, прозвучавшие на российско-абхазском форуме, в формате комментария не представляется возможным. Очевидно то, что все они были призваны продемонстрировать значительную роль Москвы в развитии республики в последние пять лет. И с данными тезисами трудно спорить. Действительно, социально-экономическая поддержка с российской стороны во многом является фундаментом для частично признанной республики в период с 2008 по 2013 годы. Но проблема в том, что асимметричное партнерство маленькой Абхазии и страны, занимающей постоянное место в Совбезе ООН и обладающей "ядерной кнопкой", не сводится к бухгалтерским отчетам и презентационным графикам.

За последние пять лет главной абхазской проблемой было противоречие между стремлением к национальной государственности с сильной этнической доминантой и растущей многосторонней зависимостью от России. И было бы по крайней мере наивным полагать, что интересы большой страны и маленькой республики во всем и всегда совпадают. И отсюда различные коллизии, возникающие время от времени между Москвой и Сухуми. Напомню, что еще три года назад предшественник нынешнего абхазского лидера покойный ныне Сергей Багапш говорил о необходимости корректировок республиканского законодательства с целью расширения для россиян возможностей приобретать недвижимость в Абхазии. Однако и сейчас нельзя сказать, чтобы этот вопрос был практически разрешен. И даже представители абхазской власти говорят о том, что пробелы, имеющиеся в абхазском законодательстве, создают ненужные препоны для более качественного развития двусторонних социально-экономических контактов.

Не менее значимой проблемой остается и транспарентность отношений. Не раз представители российской Счетной палаты прямо или косвенно говорили о том, что далеко не все мероприятия, предусмотренные различными программами и проектами, реализуются в полной мере. Проблема эта важна и для Абхазии, и для России. Для Абхазии потому, что в маленькой республике вопрос о доверии является для власти намного более значимым, чем в большом Российском государстве с его вертикалью. Но и для России эта проблема, хотя и не имеет сопоставимого значения (не тот масштаб!), также важна. С одной стороны, велик риск, что недовольство абхазским руководством начнет транслироваться и на Россию в целом. С другой стороны, в случае продолжения практик неэффективного использования выделяемых средств к лозунгу "Хватит кормить Кавказ!" могут добавиться и аналогичные требования по отношению к асимметричным партнерам России в "ближнем зарубежье". Тем паче, что никто не даст гарантий от необходимости экономии и оптимизации приоритетов.

Таким образом, российско-абхазская кооперация требует повышения своего качества, а также учета широкого спектра имеющихся сложностей и проблем. Дипломатии тостов явно недостаточно для развития и углубления сотрудничества.