Проверка Олимпиадой

Хорошо, что абхазская певица Хибла Герзмава участвовала в церемонии закрытия, а не открытия Игр. Ибо, участвуй она в открытии, позитивный отклик на это в абхазском обществе стал бы явным диссонансом с негативной реакцией адыгов

В Абхазии продолжается обсуждение зимних Олимпийских игр в Сочи и сопутствовавших им событий. Финишный рывок российских олимпийцев, когда на них пролился золотой медальный дождь, вызвал у абхазских болельщиков бурю восторга. Такую же реакцию вызвала и финальная песня на церемонии закрытия Игр, которую исполнила на движущемся макете корабля в сопровождении сводного детского хора народная артистка России и Абхазии оперная певица Хибла Герзмава.

Хиблу (это имя с абхазского переводится как «златоокая») в республике обожают и как певицу, и как человека. Сейчас она находится в Абхазии, и вчера я смотрел два больших интервью с ней – на Абхазском телевидении и канале «Абаза-ТВ», в которых она делилась своими олимпийскими впечатлениями. В частности, уточнила, что песня, которую она исполняла, называется не «До свидания, Сочи!», как сообщили некоторые СМИ, а «Олимпийский вальс».

В абхазских соцсетях, правда, кое-кем высказывалось недовольство, что ведущий телетрансляции ограничился, говоря о Хибле, только тем, что она родилась неподалеку, в Пицунде (расстояние от этого города-курорта до олимпийского дворца «Фишт» действительно всего километров пятьдесят).

Your browser doesn’t support HTML5

Проверка Олимпиадой


Примечательно, что едва отзвучали заключительные аккорды песни Хиблы во время трансляции закрытия, как мне позвонила молодая сухумская коллега и начала допытываться:

«Ну, как вы думаете, это организаторы все же учли негативную реакцию черкесов и абхазов, абазин на то, что во время открытия была обойдена тема аборигенов края? Они же наверняка отслеживали эту реакцию…»

С этим вопросом не раз сталкивался и в последующие дни. Я ответил собеседнице, что, насколько понимаю, сценарии церемоний как открытия, так и закрытия Игр были готовы давным-давно и репетиции их шли давно.

А потом в голову пришла мысль: хорошо, что абхазка Герзмава участвовала в церемонии закрытия, а не открытия Игр. Ибо, участвуй она в открытии, позитивный отклик на это в абхазском обществе стал бы явным диссонансом с негативной реакцией адыгов. И хотя отсутствие черкесского компонента в церемонии открытия в любом случае задело бы многих абхазов, реакция у нас в результате получилась бы смазанной, неоднозначной, и снова возникло бы недопонимание со многими адыгами.

Вчера говорил с молодым сотрудником одного из правительственных учреждений, который поделился в Facebook своим резко негативным отношением к отсутствию на открытии Игр названного компонента. Он рассказывал мне о «внушении», полученном им за это от руководства своей организации... В общем, можно сказать так: реакция в Абхазии была однозначной, если не считать чиновничества.

Мне в свою очередь звонил абхазский чиновник, который высказал несогласие выраженной мною в эфире мыслью, что абхазы были возмущены отсутствием в церемонии открытия Игр упоминания об аборигенах края. Но я ведь и не утверждал, что возмущались все. Соцопроса не проводил, но судил по разговорам со знакомыми и откликам в соцсетях. Интересно, а неужели чиновнику лично самому это понравилось?

А сегодня мне рассказали такую любопытную историю: одна сухумская семья, несколько взрослых и детей, отправилась в прибрежный кластер Олимпиады посмотреть соревнования по шорт-треку. И захватила с собой абхазский флаг. Но когда эта семья заходила на стадион, флаг у них охрана отобрала. Диалог состоялся такой: «Мамаша, а что, спортсмены вашей страны тоже будут выступать?» – «Нет, но мы будем болеть за Россию, за Виктора Ана, а Абхазия – дружественная России страна» – «Ну, вот российский флаг и взяли бы».

Почему абхазский флаг оказался на олимпийских соревнованиях под запретом? Испугались того, что он попадет в объективы телекамер и это вызовет очередной демарш грузинской стороны? А это ничего, что Абхазия уже шестой год признана Россией независимым государством?

Впрочем, когда я пересказал эту историю одному коллеге, он прокомментировал ее так:

«Ну вот, снова обиды на Россию будут! А причем тут Россия? Организаторы просто обязаны строго выполнять правила МОК, а согласно им, на Играх может присутствовать только символика стран, представленных в нем. Но проверка при входе была выборочная, всех проверить невозможно, потому кто-то пронес флаги, а кто-то нет».


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия