Иском по проволочным заграждениям

В целом жители Двани лишились около 80 гектаров земли. У каждого из них на руках документы, подтверждающие их имущественные права. Однако не все сельчане захотели воспользоваться услугами правозащитников

19 жителей грузинского села Двани подали иск в Страсбургский суд против России. Сельчане требуют признать неправомерными действия российской стороны по строительству проволочных заграждений вдоль де-факто границы с Южной Осетией, в результате чего они лишились земельных угодий и жилья.

Это первый подобный иск, поданный против России в Европейский суд по правам человека. Около двух месяцев назад специалисты грузинской правозащитной организации «Ассоциация молодых юристов» приехали в село Двани Карельского района с предложением подготовить всю необходимую для подачи иска документацию. Около 50 местных жителей лишились своих земельных угодий в ходе строительства проволочных заграждений вдоль административной границы с Южной Осетией, сообщила представительница организации Тамуна Деканосидзе. У троих жителей села на той стороне остались дома.

Your browser doesn’t support HTML5

Иском по проволочным заграждениям


«При отборе истцов мы учитывали одну важную особенность. После войны 2008 года некоторые из сельчан перестали обрабатывать свои участки, находящиеся в непосредственной близости к разделительной линии. Они не работали там, поскольку не чувствовали себя в безопасности. Мы отобрали только тех людей, которые продолжали пользоваться своими участками до осени прошлого года, пока там не стали тянуть проволоку. Таких оказалось 19 человек», – объясняет адвокат.

В целом жители Двани лишились около 80 гектаров земли. У каждого из них на руках документы, подтверждающие их имущественные права. Однако не все сельчане захотели воспользоваться услугами правозащитников, сообщила Тамуна Деканосидзе:

«Несколько человек отклонили наше предложение после того, как узнали, что не стоит ожидать решения Страсбургского суда в ближайшем будущем. На прохождение всех процедур может уйти пять, а то и больше лет, – объясняет юрист. – Есть и такие, кто уверен, что с Россией все равно не добиться результата: она не изменит своего поведения, даже если международный суд вынесет решение в их пользу».

Сначала сотрудники организации намеревались добиться того, чтобы Страсбургский суд потребовал у России приостановить процесс строительства проволочных заграждений. Но после консультаций с зарубежными специалистами адвокаты предпочли отказаться от этой идеи. Свое решение они объяснили тем, что к подобным срочным мерам Страсбургский суд прибегает только в случае, если возникает угроза для жизни людей. В случае же с жителями села Двани речь идет о нарушении имущественных прав.

«Страсбургский суд может лишь признать факт нарушения прав человека. Как эта проблема должна быть разрешена, это решать уже самому государству – нарушителю, – объясняет Деканосидзе. – Если Россия решит убрать проволочные заграждения, – это было бы самым лучшим для нас вариантом. Если этого не случится, то можно рассчитывать на денежную компенсацию».

В соответствии с судебными процедурами адвокаты уже отправили предупредительные письма в администрацию президентов России и де-факто республики Южная Осетия. В Москве традиционно заявили, что к происходящему не имеют никакого отношения. Ответа из Цхинвали пока не поступало. В целом у истцов довольно высокий шанс добиться денежной компенсации через Страсбург, говорит старший юрист российского правозащитного центра «Мемориал» Кирилл Коротеев. На большее, по его мнению, рассчитывать не стоит:

«Вряд ли заключение Европейского суда заставит (российские власти) провести границу как-то иначе, – говорит Коротеев. – С другой стороны, если учитывать, сколько времени займет процесс, возможно, к какому-нибудь 2020 году в Москве будут иные власти с иным подходом к обязательствам, взятым на себя после подписания Конвенции (по правам человека). В это хотелось бы верить, но никаких убедительных доказательств того, что это произойдет, пока нет».

Вслед за иском жителей Двани в Страсбург в скором будущем могут поступить жалобы и из других приграничных сел. По сведениям грузинской стороны, в ходе строительства проволочных заграждений пострадали 23 села. В некоторых из них уже работают правозащитники.