Кто обуздает рост цен?

По всей видимости, президент Нацбанка ожидает именно всеобщего роста цен, так они растут как на импортированные продукты питания, так и на все группы медикаментов. Не дорожают лишь топливо и изделия хлебобулочной отрасли – из-за снижения общемировых цен

Несмотря на неоднократные заверения властей, что девальвация лари не будет иметь решающего значения в разгоне инфляции, многие виды товаров и услуг уже подорожали. Особенно это касается медикаментов, цены на которые в течение последних дней выросли на 10-15%. Прогноз экспертов неутешителен: если в ближайшее время не удастся стабилизировать курс лари, подорожание распространится на все виды товаров и услуг.

«Главная задача Нацбанка состоит в предотвращении всеобщего роста цен на фоне удешевления лари по отношению к доллару», – об этом заявил президент Нацбанка Георгий Кадагидзе после встречи с премьером Ираклием Гарибашвили, на которой обсуждалась ситуация, связанная с девальвацией лари.

По всей видимости, президент Нацбанка ожидает именно всеобщего роста цен, так они растут как на импортированные продукты питания, так и на все группы медикаментов. Не дорожают лишь топливо и изделия хлебобулочной отрасли – из-за снижения общемировых цен.

Владелец одной из аптек, который предпочел остаться анонимным, говорит, что цены на все виды лекарств после нового года выросли на 10-15%:

«Мы покупаем медикаменты на оптовых базах. Они (лекарства) дорожают попеременно, в один день – одно, во второй – другое. Не скажу, что подорожал только импорт, на грузинские медикаменты цены тоже растут».

Your browser doesn’t support HTML5

Кто обуздает рост цен?

Между тем основатель крупной аптечной сети GPC Давид Киладзе не подтверждает факт удорожания медикаментов на этом этапе:

«Основными нашими поставщиками являются компании из Европы, соответственно, мы приобретаем товары на евро и не планируем поднимать цены. Мы стараемся как можно дольше поддерживать статус-кво, потому что нам это выгодно. Однако, если курс лари упадет ниже разумного уровня, мы будем адекватно реагировать», – заявил Давид Киладзе.

Аналогичную точку зрения высказал и один из основателей сети аптек PSP Каха Окриашвили:

«Неправда, цена на весь перечень продукции не выросла даже на 2%. Подорожали лишь отдельные группы медикаментов. Однако и это не связано с курсом (лари), а происходит потому, что некоторые поставщики пересмотрели цены в новом году», – говорит Каха Окриашвили.

Однако эти заявления позднее опроверг замминистра здравоохранения и социальной защиты Валерий Кварацхелия. По словам чиновника, удорожание медикаментов имеет место, однако процесс находится под его контролем. По словам Кварацхелия, министерство задействует весь пакет мер, чтобы защитить права потребителей:

«В определенной степени цены на лекарства растут в той категории лекарств, которые закупаются на доллар. Однако нельзя сказать, что рост цен катастрофичен. Хочу заверить население, что если случится так, что они окажутся недоступными для населения, то мы вмешаемся и примем ряд мер, предоставленных нам конституцией», – говорит чиновник.

Валерий Кварацхелия уточнил, как именно государство собирается обеспечить доступность медикаментов для широких слоев населения: либо установить верхний ценовой порог для медикаментов, либо субсидировать аптечные сети, чтобы удержать цены на прежнем уровне.

Данное заявление вызвало недоумение в среде экспертов. Как иронично заметил в социальной сети Facebook специалист в вопросах экономики Роман Гоциридзе, любопытно, что предпримут власти, если подорожает мясо и хлеб? «Наверное, Минсельхоз и тут будет субсидировать рост цен. Так мы дойдем до субсидирования коммунальных платежей и конфет. Не проще ли не допускать девальвации лари?» – логично вопрошает эксперт.

По всей видимости, этот вопрос относится к той категории, на который у властей нет адекватного ответа. Во всяком случае, по заявлению президента Нацбанка Георгия Кадагидзе, в случае дальнейшего обесценивания лари Нацбанк ужесточит монетарную политику. Однако это произойдет не ранее, чем 11 февраля. Именно в этот день должно состояться заседание комитета по монетарной политике. А до тех пор остается надеяться, что разгон инфляции не станет катастрофическим.