Насколько доступна публичная информация в Грузии?

Доступность публичной информации стала темой проекта, который был презентован сегодня Институтом развития свободы информации. Чтобы реализовать свой проект, организация направила запрос на предоставление данных в более чем 300 госучреждений по всей Грузии

Институт развития свободы информации (NDFI) провел сегодня презентацию итогов своего исследования. Сотрудники организации пытались выяснить, насколько доступна публичная информация в государственных учреждениях Грузии. Согласно исследованию, самым закрытым в этом плане оказался департамент по исполнению наказаний, который функционирует при одноименном министерстве.

«Сегодня у нас идет судебное разбирательство против департамента по исполнению наказаний и пробации из-за того, что там не ответили на нашу просьбу предоставить личное дело осужденного, интересы которого мы представляем в Европейском суде по правам человека. Его перевели в тюрьму строгого режима, и мы хотели узнать, на каком основании. Нам эту информацию не предоставили, поэтому мы были вынуждены обратиться в Тбилисский городской суд».

С подобной проблемой, о которой рассказывает глава НПО «Приоритет прав человека» Лия Мухашаврия, ей приходилось сталкиваться не раз. Она сетует на то, что походы по судам отнимают много сил и времени, но чаще всего информация так и остается недоступной.

Your browser doesn’t support HTML5

Насколько доступна публичная информация в Грузии?

Проблема, к сожалению, волнует не только Лию Мухашаврия и ее сотрудников. Доступность публичной информации стала темой проекта, который был презентован сегодня Институтом развития свободы информации (NDFI). Чтобы реализовать свой проект, организация направила запрос на предоставление данных в более чем 300 государственных учреждений по всей Грузии. Говорит представитель Института развития свободы информации Леван Авалишвили:

«Нас интересовал не только вопрос доступности информации, но и в какие сроки ее предоставили, насколько полноценной она была. В итоге, только 51 государственное учреждение (из 300) предоставило нам полную информацию с учетом установленных сроков. К примеру, это министерства по защите окружающей среды, по делам беженцев и расселению, по делам молодежи и спорту, Совет национальной безопасности. Можно сказать, это самые «прозрачные» учреждения, поскольку они соблюдают закон».

Что же касается рейтинга самых «закрытых» учреждений, то их список возглавил департамент по исполнению наказаний одноименного министерства. В этом ведомстве ни разу не выдали по просьбе NDFI ни одной публичной информации. Представители института неоднократно обращались с административной жалобой в министерство, однако в департаменте проигнорировали даже прямое поручение министра по исполнению наказаний – предоставить запрашиваемые данные.

По Общему административному кодексу Грузии публичное учреждение вправе не выдать информацию только в том случае, если она представляет собой государственную, коммерческую тайну или персональные данные. В остальных случаях она должна быть открытой. Что касается сроков, то учреждение обязано выдать публичную информацию незамедлительно или в 10-дневный срок. При этом положение в этой сфере имеет тенденцию к ухудшению, отмечают в своем исследовании представители Института развития свободы информации. Если после парламентских выборов в 2012-13 годах уровень предоставления информации неправительственному сектору государственными учреждениями составлял 81%, то в 2014 году он опустился аж до 66%.