История одного заявления

Очень важно в этой ситуации, чтобы представители власти и правозащитники нашли общий язык, потому что только в этом случае можно добиваться эффективного расследования в подобных делах

В ближайшее время в Ингушетии суд рассмотрит дело молодой девушки, обвиняемой в пособничестве боевикам. Однако уже сейчас эта история стала предметом для разбирательства в ингушском интернет-пространстве.

6 февраля в ПЦ «Мемориал» с письменным заявлением обратились родственники жительницы с.п. Орджоникидзевская Хадишат Албаковой, которые утверждали, что после того, как девушку задержали сотрудники силовых структур, она подвергалась пыткам и избиению.

В 17 лет Хадишат ушла из дома и вышла замуж за Беслана Махаури, который уже на тот момент разыскивался МВД как активный участник вооруженного подполья и подозревался в организации покушений на жизни сотрудников силовых структур.

Через несколько месяцев после ее ухода, в октябре 2013 года, следственный отдел по Сунженскому району возбуждает против Албаковой уголовное дело, обвинив ее в том, что она добровольно примкнула к отряду боевиков, который возглавлял ее муж.

2 декабря 2014 года в с.п. Нестеровская сотрудники силовых структур предприняли попытку задержать Беслана Махаури в одном из частных домов. Махаури оказал вооруженное сопротивление, ранил двух сотрудников полиции и скрылся. В доме осталась Хадишат Албакова, которую задержали и доставили в ОМВД Сунженского района.

Your browser doesn’t support HTML5

История одного заявления

В течение последующих двух месяцев Хадишат находилась в изоляторах временного содержания в разных районах республики. Об этом родственники узнали со слов самой девушки уже после того, как ее перевели в СИЗО г. Пятигорск и у них появилась возможность встретиться с ней. Хадишат также рассказал о том, что сразу после задержания ее вывозили в неизвестное место, где во время допроса избивали и пытали люди в масках. Этот факт и стал причиной, по которой родственники Албаковой решили обратиться в правозащитные организации. Ко всему прочему девушка сейчас находится на пятом месяце беременности. Доказывать факт пыток необходимо начинать с обращения в следственные органы и соответствующего ходатайства о проведении судебно-медицинской экспертизы. Однако на стадии расследования уголовного дела адвокат Албаковой никаких действий в этом направлении не предпринимал, а сама Хадишат, оставшись без квалифицированной юридической помощи, жалоб не подавала.

Заявление родственников о пытках Албаковой разместил в своем блоге известный ингушский правозащитник Магомед Муцольгов. Еще через какое-то время он опубликовал новое заявление, но уже от своего имени на имя руководителя республиканского Следственного комитета и директора местного ФСБ, в котором утверждает, что и.о. секретаря ингушского Совета безопасности Альберт Барахаев угрожал ему в связи с публикацией заявления Албаковой.

В свою очередь Барахаев отрицает факт угроз. По его словам, он действительно позвонил Муцольгову и выразил свое недовольство тем, что информация по Албаковой подается в искаженной форме, без соответствующих пояснений этой истории. В то же время он отметил, что ни в коем случае не оправдывает пытки, если таковые были, и уж тем более не угрожал Муцольгову расправой.

Очень важно в этой ситуации, чтобы представители власти и правозащитники нашли общий язык, потому что только в этом случае можно добиваться эффективного расследования в подобных делах. Примеров такого взаимодействия, к сожалению, пока не так много.

Республиканский Совет безопасности готов содействовать в передаче дела Албаковой в комиссию по адаптации, но только в том случае, если родственники или сама Хадишат обратятся с соответствующим заявлением.

Тем временем уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением направлено прокурором в суд для рассмотрения по существу. И теперь суду предстоит разобраться во всех перипетиях этой истории.