По-прежнему Шарли

Эммануэль Шоню на международной встрече художников-карикатуристов в Кане

Вокруг французского сатирического журнала Charlie Hebdo, чья редакция была практически полностью расстреляна террористами в Париже в начале января этого года, вновь разгорелась острая полемика, а в адрес работающих сейчас в журнале художников стали раздаваться открытые угрозы. Поводом стал выход очередного номера Charlie Hebdo, посвященного нынешнему наплыву беженцев в Европу. Скандал задел и художника, не имеющего прямого отношения к Charlie Hebdo.

На одном из рисунков, опубликованных на страницах еженедельника, изображен лежащий на берегу мертвый ребенок, рядом с которым реклама ресторана быстрого питания, гласящая: "Два детских меню по цене одного". Все это озаглавлено: "Так близко к цели". Фигура мальчика напоминает обошедшую весь мир фотографию трехлетнего сирийского беженца Айлана, чье тело было найдено на турецком побережье в начале сентября. На той же странице этого номер Charlie Hebdo рисунок с идущим по воде Иисусом и ноги тонущего ребенка с подписью: "Христиане ходят по воде, а дети мусульман тонут". Заголовок: "Доказательство того, что Европа христианская".

Многие пользователи социальных сетей стали писать, что Charlie Hebdo "переходит все границы", оскорбляя память ребенка и всех мусульман. Раздались призывы к тем, кто в январе говорил: "Я – Шарли" теперь заявить: "Я больше не Шарли". Их оппоненты считают, что журнал своими рисунками привлекает внимание общественности к проблеме беженцев, а художники никого не оскорбляют, а стараются донести до читателей остроту этой проблемы.

Масла в огонь добавил и фотомонтаж, широко распространившийся по сетям, глядя на который, можно подумать, что первый из вышеупомянутых рисунков был напечатан на первой странице журнала. На самом деле, там была другая карикатура.

Слева - фотомонтаж первой страницы Charlie Hebdo, справа - реальная первая страница

Но не только карикатуристы редакции Charlie Hebdo получают в эти дни угрозы. Художник Эммануэль Шоню, сотрудничающий с изданием Ouest-France, тоже изобразил погибшего сирийского мальчика, пририсовав ему на спине школьный ранец. Рисунок с подписью "Это возвращение" он разместил на своей странице в фейсбуке. Мгновенно в адрес Шоню стали раздаваться обвинения в отсутствии вкуса, издевательстве над погибшим мальчиком, "поздравления с умением смеяться над смертью ребенка". Довольно показательно, что Шоню стали ассоциировать с Charlie Hebdo, и очень скоро рисунок стал распространяться в соцсетях как карикатура именно этого журнала.

Рисунок Эммануэля Шоню. Он НЕ публиковался в Charlie Hebdo

Эммануэль Шоню, который в последние дни был вынужден давать многочисленные интервью с объяснениями, говорит, что имел в виду совершенно другое:

Участники конференции карикатуристов в Кане

"Этот рисунок – дань памяти. Это рисунок, наполненный эмоциями. Это не циничная карикатура. И если кто-то не может понять его смысл, то причина этого – отсутствие культуры, в которой карикатура только и может существовать".

"Этот мальчик, в отличие от абсолютного большинства наших детей, никогда не сможет пойти в школу, – говорит Шоню, объясняя, почему он нарисовал ранец. – Седьмое января (день расстрела редакции Charlie Hebdo. – РС) оставило шрамы на наших душах. Люди реагируют гораздо более эмоционально, чем раньше, даже не пытаясь разобраться. Этот мальчик – выброшенный волной на берег Маленький принц, который никого не оставил равнодушным".

Пользователи соцсетей не успевают думать, а сразу реагируют

Чтобы еще раз подчеркнуть, что это не карикатура, Эммануэль Шоню обращает внимание, что рисунок сделан в несвойственной ему манере: он черно-белый, а не цветной; линии на рисунке несколько размыты, в отличие от обычных четких линий на его карикатурах.

О своем рисунке Шоню, который теперь получает не только угрозы, но и многочисленные письма поддержки, говорил и на прошедшей несколько дней назад во французском городе Кан в Нормандии конференции "Рисунки в прессе", собравшей несколько десятков карикатуристов со всего мира. Конференция должна была состояться еще весной, но, после трагедии в Париже, была перенесена на осень и проходила в условиях беспрецедентных для подобного рода мероприятий мер безопасности – организаторам угрожали, сайт форума был взломан. Как рассказывает участвовавший в конференции петербургский художник Вячеслав Шилов, многие его коллеги говорили, что не решились бы публиковать что-то подобное в своих странах – по этическим соображениям, учитывая культурные особенности той или иной страны или предвидя общественное неприятие. Но никто не был настроен агрессивно.

Шарж на Вячеслава Шилова работы Эммануэля Шоню

"Сам я такого рисунка бы не сделал, – говорит Вячеслав Шилов. – Но у меня нет никакой агрессии по этому поводу. У меня есть личные границы, но я не собираюсь их никому навязывать. У художника, наверное, такие границы шире, чем у обычных людей, он часто не боится того, чего обычные люди боялись бы. Шоню говорил о том, что люди, особенно пользователи соцсетей, не успевают думать, а сразу реагируют. Было бы неплохо, если бы они немного размышляли над тем, что видят. А он хочет заставить людей задуматься, даже если они видят что-то "на грани".

Тем, кто призывает теперь говорить: "Я больше не Шарли", я бы посоветовал думать, а не впадать в истерику

Шоню ни в коем случае не хотел извиняться за свой рисунок. Он хотел, чтобы люди поняли его замысел. А он состоит в том, чтобы напомнить благополучным людям о том, что трагедии, подобные той, что произошла с маленьким Айланом, могут случиться и с ними. Может быть, подача и была несколько провокационной, но Шоню действовал из благородных побуждений. Те, кто говорил в январе: "Я – Шарли", протестовали против жестокого убийства, против подобной мести за то, что некоторые посчитали "оскорблением своих моральных императивов". Сейчас ситуация несколько другая, поэтому тем, кто призывает теперь, наоборот, говорить: "Я больше не Шарли", я бы посоветовал думать и размышлять, а не впадать в истерику и кидаться лозунгами", – заключает художник Вячеслав Шилов.

Радио Свобода