Новый прокурор старой закалки

Новоизбранный главный прокурор страны Ираклий Шотадзе сможет приступить к исполнению обязанностей только после того, как правительство одобрит его кандидатуру, а парламент утвердит большинством голосов

Прокурорский совет Грузии избрал Ираклия Шотадзе главным прокурором страны. Он возглавит ведомство в течение ближайших шести лет, если парламент утвердит его кандидатуру.

Сегодня в Грузии состоялось первое тайное голосование Прокурорского совета. Его члены большинством голосов избрали главным прокурором страны действующего первого заместителя главного обвинителя Ираклия Шотадзе:

«Обязательно нужно отметить то, что у прокуроров, судей и адвокатов – членов Прокурорского совета – была возможность высказать свое мнение по поводу того, кто должен быть главным прокурором страны. 13 из 14 членов совета сказали свое слово – они предпочли Ираклия Шотадзе».

Кроме Шотадзе на пост главного прокурора претендовали доктор права Нана Ревазишвили и адвокат Владимир Габричидзе. Все было решено задолго до голосования, считает представитель фонда «Открытое общество – Грузия» Георгий Бурджанадзе. Действующего главу ведомства Георгия Бадашвили представители гражданского сектора часто обвиняли в политической ангажированности. Поэтому назначение единомышленника Бадашвили Ираклия Шотадзе главным прокурором страны говорит о том, что правительство намерено удержать контроль над ведомством, считает Георгий Бурджанадзе. А созданный при Министерстве юстиции независимый коллегиальный орган – Прокурорский совет – лишь попытка показать обществу, что процесс выборов проходил прозрачно, считает респондент:

Your browser doesn’t support HTML5

Новый прокурор старой закалки

«Когда начался процесс реформирования прокуратуры, основным нашим требованием была деполитизация этого ведомства. Мы утверждали, что этот процесс (избрание главного прокурора Прокурорским советом) ничего не изменит, и в данном случае наши слова подтвердились. То, что кандидаты проходили собеседование у министра юстиции, не способствует оздоровлению процесса избрания прокурора. В итоге непонятным остается, зачем были потрачены большие ресурсы, зачем вообще нужны были выборы в прокуратуре? Министр юстиции нарушила законодательство Грузии, не проконсультировавшись с общественными организациями и специалистами в этой сфере. Остаются вопросы, связанные с легитимностью этого процесса».

Вопросы к Прокурорскому совету есть и у неправительственных организаций, наблюдавших за ходом тайного голосования. Говорит представитель «Ассоциации молодых юристов» Ираклия Шотадзе:

«Процесс выборов состоит как из голосования, так и консультаций с претендентами (на пост главного прокурора). По распространенной (Главной прокуратурой) информации, у гражданского сектора должна была быть возможность наблюдать за процессом выборов, однако самая важная часть этого процесса (выступления самих кандидатов с предложениями по развитию прокуратуры) прошла закрыто. Я не могу найти в законодательстве объяснений, почему она была закрытой».

На вопрос, почему собеседования с кандидатами проводились в закрытом для неправительственного сектора и СМИ режиме, министр юстиции Тея Цулукиани не ответила. Однако заверила общественность, что предоставит аудиозаписи всем заинтересованным лицам.

Теперь новоизбранный главный прокурор страны Ираклий Шотадзе сможет приступить к исполнению обязанностей только после того, как правительство одобрит его кандидатуру, а парламент утвердит большинством голосов.