Начало трагедии и первая победа

23 ноября 1989 года считается в Южной Осетии началом противостояния с шовинистическим руководством Грузии

Сегодня в Южной Осетии отмечают День мужества и народного единства. На центральной площади Цхинвала прошла акция «Прикоснись к подвигу!», в рамках которой горожанам раздавали ленты цвета осетинского триколора. А на въезде в город, где 26 лет назад цхинвалцы встали в живую цепь и преградили путь грузинским националистам, прошел многочисленный митинг.

Этот день считается в Южной Осетии началом противостояния с шовинистическим руководством Грузии. 26 лет назад 23 ноября 1989 года националисты, вдохновляемые Звиадом Гамсахурдиа, устроили многотысячное шествие к Цхинвалу, называя его мирной акцией. Манифестанты несли транспаранты с провокационными надписями, многие из них были вооружены. Сегодня понятно, что шествие логически вписывается в череду провокаций, вылившихся в кровопролитный грузино-осетинский вооруженный конфликт. В новейшую историю Южной Осетии вошла и самоотверженность горстки молодых людей, которые перекрыли им дорогу на въезде в Цхинвал. Вот как об этом дне вспоминает житель Цхинвала Алан. По его словам, люди знали, что экстремисты собираются войти в город, но до конца никто в это не верил:

«Кто-то сказал, что там два российских БТРа и их не пропустят. Потом оттуда прибежал парень и сказал, что они идут. Ему не поверили. И когда из-за пригорка показался длинный, на всю проезжую часть транспарант, кизиловый флаг, на его фоне было написано «Самачабло, Сакартвело», а потом появились и сами люди, то возникло некое смятение. Ребята даже не знали, как им поступить. В голове роилось: что делать? Там же стояли два «Камаза» с кирпичами. Думали даже подняться туда и закидать их, думали и о рукопашном бое. Было смятение. А потом впереди стоящие, Феликс Дзагоев один из них, он сказал: парни, умирать, так умирать, но не пропустим их. Его клич подхватил и Бала Бестауты. И уже тогда все поняли, что надо делать, пошли вперед, взяли друг друга за руки, после чего был задан алгоритм того, что нужно делать, чтобы не пропустить этих экстремистов».

Your browser doesn’t support HTML5

Начало трагедии и первая победа

Один из сотрудников правоохранительных органов тех лет в беседе со мной сказал, что в одном из автобусов «марша мира» видел Звиада Гамсахурдиа. Он подтвердил, что манифестанты были вооружены. Впрочем, он не преминул отметить, что провокаторы были и с осетинской стороны. Они уговаривали собравшихся пропустить «манифестантов» к городскому стадиону, чтобы дать им возможность провести свою акцию.

«Но толпа не стала слушать вдруг возомнивших себя политиками дельцов теневого бизнеса. И только после этого между экстремистами и нашими встали военнослужащие советских войск, насколько я помню, это была саперная часть, которая располагалась в Цхинвале», – рассказывает мой собеседник.

Вчера вечером югоосетинская общественная активистка Лира Козаева рассказала в социальных сетях о двух забытых героях. Одному их них в ноябре 1989 года было всего 15 лет. Сегодня в разговоре с «Эхом Кавказа» она призналась, что обязана была сделать это раньше, ведь пока молчат о настоящих героях, в историю вписывают имена совсем других людей. Продолжает Лира Козаева:

«Это два случая, которые меня потрясли. Почему я об этом постоянно не писала? Почему я в газету не писала? Почему в сеть не писала? Потому что я такой же безответственный в этой сфере человек, как и все остальные. Есть же такая притча: когда начинается пожар, кто-то стоит и кричит: «Пожар, пожар!», а кто-то берет ведро с водой и тушит этот пожар. Эти ребята из этой категории, они молча все делают. Они молча нас защищали, погибали. Все было молча и скромно. А выдвигаются на первый план те, кто кричит «пожар!» по сей день. А о тех, кто молча его тушит, все забывают».

Козаева, как историк, затронула очень важный вопрос. Уже не первый раз в годовщину важных исторических событий объявляются новые «герои» тех далеких дней. К сожалению, 23 ноября не стало исключением. По мнению одного из моих собеседников, это придает налет искусственности поистине народному дню памяти. Подросшая молодежь устала от пафоса календарных мероприятий, да и не знает исторических деталей. Между тем местные ученые готовят к выходу учебник новейшей истории Южной Осетии, в котором будут отражены и события 1989-2008 годов. Мой собеседник считает, к этой работе должны быть допущены профессионалы, которые не станут грешить мифотворчеством и героизацией сомнительных личностей.

Если процитировать очевидца этих событий Алана, то глава учебника новейшей истории Южной Осетии, посвященная событиям 23 ноября 1989 года, могла бы начинаться словам:

«Это было началом трагедии Южной Осетии и ее первой победой».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия