Кто решил заняться партстроительством?

Счет зарегистрированных в Южной Осетии партий идет на десятки, это явно несоразмерно пятидесятитысячному населению республики

В этом году в Южной Осетии существенно вырастет государственная пошлина за регистрацию политических партий. Соответствующие поправки в законодательство уже внесены. Югоосетинские эксперты считают, что эти меры ограничат политический плюрализм в республике.

Теперь за регистрацию политической партии придется заплатить госпошлину в размере 31 тысячи рублей, а за регистрацию регионального отделения партии – 7750 рублей.

Бывший депутат югоосетинского парламента Геннадий Кокоев считает эти поправки к закону о госпошлине ограничительными мерами наряду с увеличением минимальной численности партий до 500 человек. Счет уже зарегистрированных партий идет на десятки, это явно несоразмерно пятидесятитысячному населению республики. В этом смысле увеличение пошлины за регистрацию – как минимум повод задуматься тем, кто решил заняться партийным строительством, говорит Геннадий Кокоев:

«У нас по большому счету ситуация с политическими партиями гротескная. Это специфика югоосетинской политической жизни. Не хочу говорить об этом хорошее или плохое, но все-таки это перебор. Надо как-то этот процесс упорядочить, регулировать активность законодательными или финансовыми инструментами».

Югоосетинский эксперт Роланд Келехсаев говорит, что в 2009 году он проводил перерегистрацию Народной партии. Тогда ему это обошлось в 2000 рублей, плюс по 500 рублей за перерегистрацию районных отделений. Всего 3500 рублей.

Your browser doesn’t support HTML5

Кто решил заняться партстроительством?

Теперь эта процедура обойдется в 69 750 рублей. По местным меркам, говорит Роланд, деньги огромные – полугодовая заплата обычного цхинвальца. С другой стороны, считает эксперт, это нововведение актуализирует вопрос: где берут деньги местные деятели на содержание своих партий? Вот, например, с неправительственным сектором, который гнобят на каждом углу, как врагов народа, все вроде бы ясно: грантодатели известны, все средства подробно расписаны в отчетах – на что выделено, на что потрачено. Хотя, подчеркивает Роланд Келехсаев, НКО, в отличие от партий, не борются за государственную власть:

«Мне, как гражданину, да и не только мне, важно знать, кто финансирует политические организации, которые, ни много ни мало, борются за государственную власть. Все их спонсоры являются гражданами Южной Осетии или среди них есть иностранцы? В чем их интерес, какое им дело до власти в Южной Осетии? Мне кажется, что люди, которые в силу своих должностных обязанностей защищают государственность Южной Осетии, должны заинтересоваться этими моментами. И вообще, источники финансирования местных партий должны быть отрыты для общества».

По мнению Роланда Келехсаева, если бы партии были так же прозрачны, как НКО, то в местной политической жизни было бы меньше взаимных подозрений, упреков в предательстве, обслуживании коррупционных интересов. Хотя, с другой стороны, подчеркивает эксперт, без существующих партийных объединений от этой самой политической жизни мало что останется.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия