«Мы – пострадавшая сторона, и должны это доказать»

По мнению экспертов по международному праву, политические трактовки событий 2008 года не имеют принципиального значения. Суд уголовный, а значит, расследоваться будут преступления, совершенные конкретными лицами в отношении конкретных потерпевших

Южная Осетия будет содействовать расследованию Международного уголовного суда. Об этом сегодня в своем послании заявил президент Леонид Тибилов. Днем ранее стало известно, что он дал распоряжения руководителям соответствующих ведомств. «Мы – пострадавшая сторона, и должны это доказать», – отметил Тибилов. Эксперты, наблюдающие за развитием событий в Южной Осетии, называют это решение принципиальным.

Сегодня президент Южной Осетии Леонид Тибилов в своем послании к народу и парламенту заявил о том, что республика будет содействовать расследованию Международного уголовного суда, несмотря на сомнения в его объективности:

«Мы не являемся необитаемым островом и не стоим в стороне от мировых геополитических процессов. Определенные политические силы по-прежнему продолжают поддерживать Грузию в ее реваншистских устремлениях, с их стороны не прекращаются попытки фальсификации очевидных фактов новейшей истории. Об этом свидетельствует и намерение Международного уголовного суда в Гааге принять к рассмотрению исковое заявление Грузии, в котором события в Южной Осетии в августе 2008 года, вопреки документально подтвержденным фактам, пытаются перевернуть с ног на голову и агрессором представить не Грузию, а Россию. При этом неуклюже умалчивается о более сотни тысяч изгнанных ими осетин. Считаю важным демонстрацию международному сообществу истинного лица «грузинской демократии».

Днем ранее югоосетинский президент поручил Генпрокуратуре подготовить материалы собственного расследования событий 2008 года. И.о. генпрокурора Сергей Битиев в свою очередь подтвердил готовность ведомства к сотрудничеству с МУС:

«Любой юрист, прежде чем начать расследование, должен осмотреть место преступления. Мы им гарантируем безопасность, пусть приезжают на территорию Южной Осетии, и им будут представлены все материалы, показаны все места. Начнем расследование отсюда, чтобы мы были уверены, что это расследование будет проводиться объективно и всесторонне».

По мнению российского адвоката, эксперта по международному праву Сергея Голубка, политические трактовки событий 2008 года не имеют принципиального значения. Суд уголовный, а значит, расследоваться будут преступления, совершенные конкретными лицами в отношении конкретных потерпевших:

«В моем понимании, если действительно есть желание установить справедливость и найти виновных, как раз самый отличный момент использовать те возможности, которые предоставляет Международный уголовный суд, потому что нет никаких ограничений в отношении того, кто предоставляет информацию. Суд открыт источникам информации с разных сторон, вопрос в качестве этой информации».

И все же, говорит югоосетинский политолог Дина Алборова, у нее неоднозначное отношение к этому расследованию:

«У меня, скажу честно, есть большие сомнения в объективности расследования, по тому, как будут расставлены акценты. Понятно же: как акценты расставят, такое восприятие произошедшего и будет. Но, с другой стороны, нельзя отказываться от расследования, потому что, если откажешься, значит, есть что скрывать, значит, ты виновен. Кроме того, материалы расследования все равно будут опубликованы, и люди смогут составить собственное мнение о событиях 2008 года».

Тем не менее, считает Дина Алборова, решение президента абсолютно верное, принципиальное. Понятно, что республику не хотят признавать, что Европа считает ее территорией Грузии, оккупированной Россией, а мнения самих южных осетин по этому поводу никто не спрашивает. Это несправедливо, но, тем не менее, говорит Дина Алборова, республика не может вечно занимать позу обиженной на окружающий мир и отгораживаться от него:

«Мы должны быть абсолютно открытыми для всего мира, мы должны доказывать ему свою правоту. И если сегодня у нас не получится, то обязательно получится завтра. Все равно мы пробиваем эти стены, когда идет информация, взаимный обмен, когда мы работаем на их площадках, а они на наших. Мы должны постоянно работать в этом направлении, и тогда все получится. А если закрыться и ни с кем не общаться, тогда мы останемся черной дырой, какой нас представляли до недавнего времени».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия