Являлся ли Чатаев агентом спецслужб?

«Грузинская мечта» утверждает, что один из фигурантов скандальной Лапанкурской спецоперации Ахмед Чатаев был агентом грузинских спецслужб при правлении Саакашвили

Возможная причастность к организации стамбульского теракта Ахмеда Чатаева привела к новому витку противостояния между ведущими политическими силами Грузии. Представители «Нацдвижения» напоминают, что предполагаемый организатор теракта был арестован в 2012 году, однако отпущен на волю представителями «Грузинской мечты» в 2013-м. В ответ в «Грузинской мечте» Чатаева назвали агентом спецслужб Саакашвили.

Эхо стамбульского теракта неожиданным образом отозвалось в Грузии. По сведениям турецких СМИ, одним из предполагаемых организаторов преступления является выходец из Чечни Ахмед Чатаев, который в 2012 году был арестован в Грузии за незаконное хранение и ношение оружия. Спустя год он был отпущен на свободу.

Не дожидаясь официального оглашения списка подозреваемых террористов, представители политического истеблишмента Грузии обвинили друг друга в покровительстве одному из полевых командиров «Исламского государства».

Первым маховик противостояния запустил бывший президент Грузии Михаил Саакашвили, который в минувшую субботу обвинил политических оппонентов в подрыве международного имиджа Грузии. Вот заявление, сделанное им в эфире «Рустави 2»:

Your browser doesn’t support HTML5

Являлся ли Чатаев агентом спецслужб?

«Нынешние власти освободили его из заключения, хотя он был нами обвинен в терроризме и убийстве троих наших граждан в Лапанкурской операции, которую я оцениваю как провокацию российских спецслужб, направленную на подрыв стабильности в предвыборный период в 2012 году. И после этого они его отпустили взамен на то, чтобы он заявил, что это было политическим спектаклем, поставленным нами. Вот и все, по этой причине мы оказались в центре международного скандала».

В ответ председатель парламентского комитета по обороне и национальной безопасности Грузии Ираклий Сесиашвили заявил, что Ахмед Чатаев был агентом грузинских спецслужб при правлении Михаила Саакашвили:

«Чатаев был агентом спецслужб, он получал задания от Саакашвили, у него был оперативный паспорт гражданина Грузии (паспорт, выданный спецслужбами для оперативной деятельности – И.О). С этим паспортом он разъезжал по различным странам, где выполнял определенные поручения, за что получал вознаграждение. Он работал на Саакашвили».

Министр по делам перемешенных лиц Созар Субари и вовсе заявил, что оперативные органы располагают информацией о том, что Чатаев был агентом. Что касается вопроса освобождения Чатаева в 2013 году, то, по словам министра, ему было предъявлено единственное обвинение в ношении оружия, которое не подтвердилось, так как свидетели забрали назад свои показания, поэтому его дальнейшее нахождение под стражей было незаконным, убежден Созар Субари.

Взаимные обвинения в пособничестве террористам, выдвигаемые грузинскими политиками в адрес друг друга, наносят ущерб имиджу Грузии, считает политический аналитик Заал Анджапаридзе:

«Пока нет никаких подтверждений турецких спецслужб, я бы не стал поднимать бурю в стакане, как это сделало «Нацдвижение». В свою очередь действующей власти также будет необходимо провести дополнительное дознание, на каких основаниях был освобожден Чатаев, если против этого выступала глава Минюста Тея Цулукиани. Понятно, что стороны пытаются набрать очки в предвыборный период, но поднятая истерия льет воду на мельницу России, которая может использовать тему нахождения террористов в Грузии в своих интересах. К примеру, на последней встрече в формате Абашидзе-Карасин российский дипломат неожиданно поставил вопрос о сотрудничестве Грузии и России в сфере борьбы с терроризмом».

По всей видимости, власти осознали, что в пылу предвыборной активности ее представители зашли слишком далеко. Об этом можно судить со слов министра юстиции Теи Цулукиани:

«Дискуссия на эту тему иногда бывает и полезной, однако не стоит забывать, что такая чувствительная тема, как Панкиси, вопросы государственной безопасности и тайных агентов не терпят излишней болтливости, которая наносит ущерб стране. Это мои просьба и совет всем».

Что касается вопроса освобождения Чатаева в 2013 году, то, по словам Цулукиани, она была против освобождения подозреваемого, так как вопросы его сотрудничества с Саакашвили и Мерабишвили оставались. В итоге решение принял тогдашний генпрокурор Грузии Арчил Кбилашвили.