Грузинская контрразведка в центре предвыборных дискуссий

Эксперты считают, что за предложением расформировать Службу безопасности должны стоять конкретные доказательства выхода ее представителей за рамки своих полномочий

В Грузии продолжается скандал вокруг вмешательства спецслужб в деятельность государственных и общественных институтов. Оппоненты действующей власти утверждают, что государство использует контрразведку для контроля и давления на несогласных. В руководстве страны все обвинения отрицают и упрекают политических оппонентов в предвыборных спекуляциях.

Служба госбезопасности Грузии перестала быть независимым институтом и теперь выполняет функции политической полиции для правящей партии – с таким обвинением выступила оппозиционная партия «Единое национальное движение». По словам представителя ЕНД Серги Капанадзе, спецслужбы себя скомпрометировали. И в первую очередь это касается так называемого института ОДР – офицеров действующего резерва (сотрудников контрразведки, осуществляющих скрытый надзор за гражданами):

«Институт ОДР – пережиток советского прошлого. К сожалению, и "Национальное движение" использовало этот институт в период своего первого правления. Но это не означает, что мы не должны двигаться вперед. Мы считаем, что этот институт должен остаться в прошлом. Людей с этими функциями нужно уволить из системы или изменить институт – не только де-юре, но и де-факто. Например, в отношении Тбилисского госуниверситета власти утверждали, что там нет никаких ОДР, но по факту таких оказалось несколько человек. В ведомствах больше не должно быть внедренных агентов».

Your browser doesn’t support HTML5

Грузинская контрразведка в центре предвыборных дискуссий

В «Нацдвижении» считают, что функции СБГ можно передать МВД.

В правящей партии не заставили ждать с ответом. Лидер парламентского большинства Георгий Вольский призвал оппонентов не увлекаться политическими спекуляциями. По словам депутата, аббревиатура ОДР специально используется оппозицией для умаления значения службы, работающей над очень важными для Грузии вопросами:

«Что касается Службы безопасности, уродливый термин ОДР нужно вообще изъять из нашего словарного запаса. По поводу того, что скрывается за этим термином, – этот вопрос важен, потому что в Грузии есть ведомства и системы, в которых обрабатывается важная секретная информация. Обязанность офицера безопасности – соблюдать секретность, контролировать важные для безопасности Грузии вопросы, предотвращать их утечку и шпионаж. Главное, что эта служба должна быть открытой и прозрачной».

С прозрачностью, правда, не все так гладко. В марте этого года в главном университете страны – ТГУ – студенты подняли бунт как раз из-за появления в руководстве вуза и студенческих организаций пресловутых офицеров действующего резерва. Полиции с огромным трудом удалось предотвратить масштабные столкновения. В результате противостояния ректору и руководству университетского самоуправления пришлось уйти в отставку.

Но проблема вовсе не в наличии или отсутствии в вузах представителей спецслужб. Она гораздо глубже, считает политолог Георгий Гобронидзе:

«К сожалению, в Грузии и в других странах, где еще не установлена консолидированная демократия, всегда возникает такая проблема, когда службы государственной безопасности могут быть использованы в политических целях правящими политическими элитами. Есть такая, так сказать, парадигма, что политическая элита всегда уравнивает государственную безопасность со своей личной безопасностью. Так что были и раньше такие обвинения в адрес служб государственной безопасности, были факты, когда они были использованы против политических оппонентов правящих элит, и это не является каким-то новшеством в грузинской политике».

Другое дело, что сейчас в разгаре предвыборная кампания. А тема задействования спецслужб в политическом противостоянии очень чувствительная для грузинского общества. А потому от спекуляций на эту тему в преддверии парламентских выборов политические оппоненты вряд ли откажутся, объясняет политолог Соломон Лебанидзе:

«Сейчас мы находимся в стадии предвыборной кампании, и обвинение государственных структур в лишнем вмешательстве в личную жизнь, в общественную и политическую деятельность, скорее всего, часть предвыборной кампании».

В любом случае, считают эксперты, за предложением расформировать Службу безопасности должны стоять конкретные доказательства выхода ее представителей за рамки своих полномочий. В противном случае это лишь очередной лозунг в предвыборной борьбе.