Госзакупки по упрощенным схемам, или Как разбогатеть в Грузии

Остаются непонятными и принципы, по которым происходят засекреченные государственные закупки, говорят многие правозащитники

Ассоциация молодых юристов опубликовала итоги исследования по государственным закупкам. Они утверждают, что многие ведомства не делятся с заинтересованными лицами открытой информацией по закупкам, что повышает риски нецелевого использования бюджетных средств и коррупционных сделок.

Государственные закупки по упрощенным схемам, по утверждению представителей неправительственного сектора, остаются в Грузии серьезной проблемой. Только за прошлый год подобные сделки были заключены на сумму более одного миллиарда лари, говорит юрист Ассоциации молодых юристов Сулхан Саладзе:

«Стоит отметить, что упрощенные закупки делаются в условиях низкой конкуренции. Здесь практически отсутствует элемент соперничества. Компании, которые осуществляют какие-то услуги или разные работы, выбираются в неконкурентной среде. В таких условиях высок риск принятия единоличных решений в ходе процесса».

Your browser doesn’t support HTML5

Госзакупки по упрощенным схемам, или Как разбогатеть в Грузии

Казалось бы, Грузия сделала большой шаг, чтобы искоренить коррупцию в сфере упрощенных закупок, еще в 2011 году, когда начала осуществлять сделки в электронном формате, говорит представитель НПО Transparancy International Леван Натрошвили. Однако все еще остались лазейки, с помощью которых и сегодня совершаются невыгодные для государства сделки. По сей день не разглашается информация о том, какие компании победили в тендерах или были дисквалифицированы, была ли приостановлена закупка по какой-либо причине. В действующем законе «О государственных закупках» не прописано, при каких условиях может быть приостановлена сделка, в каких случаях необходимо проводить закупку по низкой цене, а когда необходимо уделять больше внимания качеству.

«Разные учреждения сегодня пытаются воспользоваться многими лазейками в правилах (госзакупок) и, вместо того чтобы объявить тендер, стараются провести именно упрощенную сделку. Естественно, в таких случаях появляются риски возникновения коррупции, попытки выбрать угодную им компанию. В итоге мы часто узнаем о таких контрактах, в ходе выполнения которых было потрачено больше, чем требовалось, либо работа была некачественной. Сегодня это самая большая проблема», – говорит Леван Натрошвили.

Остаются непонятными и принципы, по которым происходят засекреченные государственные закупки, говорят многие правозащитники. Согласно многим рассекреченным документам, зачастую закупки под грифом «секретно», по сути, не содержат секретной информации. Говорит Сулхан Саладзе:

«Если Министерство обороны предоставляет нам информацию о том, сколько секретных закупок было совершено за определенный промежуток времени и на какую сумму, такую информацию нам не предоставляют другие административные органы. Мы считаем, что в этом направлении государство должно взять на себя больше обязательств. Кроме того, по сути, эти закупки могут никак не относиться к секретным. К примеру (согласно рассекреченным документам), Министерство по исполнению наказаний совместило ремонт тюрем, который можно квалифицировать как секретную закупку, с обеспечением этих учреждений продуктами питания, что, по сути, является открытой закупкой. К сожалению, другие административные органы тоже могут начать работать по такому принципу».

Универсального международного опыта в искоренении подобных рисков не существует, отмечают правозащитники. Полагаться на добропорядочность отдельных чиновников в Грузии – тоже не лучший вариант, поэтому власти должны взять под усиленный контроль эту сферу и сделать ее максимально прозрачной, говорят представители неправительственного сектора.