«Песню дружбы запевает молодежь»

С 15 по 21 октября в Сочи прошел третий по счету фестиваль молодежи на российской земле

XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов, основные события которого проходили в Олимпийском парке Сочи с 15 по 21 октября, собрал более 20 тысяч человек в возрасте от 18 до 35 лет из 180 стран мира. Абхазию на форуме представляли более 50 делегатов.

Думаю, что для подавляющего большинства жителей постсоветского пространства, включая и меня, проведение этого фестиваля стало в значительной мере неожиданностью: уж слишком неразрывно ассоциировались предыдущие фестивали молодежи и студентов с идеологией. Если уточнить – социалистической, левой идеологией. Казалось, что ВФМС уже стали рудиментом, а, может, и вообще канули в Лету.

Как известно, идея проведения этих масштабных молодежных форумов возникла после окончания Второй мировой войны. Инициатором первого фестиваля, который прошел в Праге в 1947 году, то есть 60 лет назад, стала Всемирная федерация демократической молодежи – своего рода комсомольского интернационала, объединявшего молодежные организации левого толка со всего мира. И там же впервые прозвучал ставший потом сверхпопулярным в СССР и не только «Гимн демократической молодежи» композитора Новикова – со словами «Песню дружбы запевает молодежь». Потом фестивали проходили в Венгрии, Польше, ГДР... И только в 1957-м фестиваль приняла Москва, которая, понятно, и была главным застрельщиком и, как теперь, принято говорить, спонсором этого движения, поскольку оно должно было, среди прочего, усилить поддержку социалистических идей в разных странах мира. Почему медлили десять лет, понятно. Ведь впустить в СССР, за «железный занавес», тысячи иностранцев, причем не только из дружественных «стран народной демократии», но и англичан, французов, американцев, бельгийцев и т.д., – это был настоящий прорыв.

Your browser doesn’t support HTML5

«Песню дружбы запевает молодежь»

В последующие годы фестиваль проводился не только в странах соцлагеря, но, например, в Австрии и Финляндии. В 1985 году он вернулся в Советский Союз, но таким феноменом, такой легендой, как фестиваль 57-го, не стал. Хотя, наверное, мог бы стать тоже прорывным, проводись на несколько лет позже, когда горбачевская перестройка уже набрала обороты. Но, поскольку фестиваль готовился раньше, он получился, мне кажется, достаточно заурядным и совковым.

Характерно, что после крушения соцлагеря места проведения фестивалей переместились из Восточной Европы в столицы дальних стран – в Гавану (1997 год), Алжир (2001), Каракас (2005), Преторию (2010), Кито (2013). Можно предположить, что страны проведения фестивалей объединяли «антиимпериалистические настроения». Но факт, что на постсоветском пространстве мало кто о них слышал и помнит.

Третье по счету проведение фестиваля на российской земле, уже на новом витке истории, тоже имеет под собой очевидную идеологическую основу, но уже безотносительно к классовой борьбе. Как сформулировал глава российского оргкомитета фестиваля, заместитель руководителя администрации президента России Сергей Кириенко, кстати, выросший в Сухуме, «никого из побывавших на фестивале больше нельзя будет убедить в том, что Россия – агрессивная страна, которая «хочет кого-то поработить, захватить». Им голову уже не заморочить».

А основатель и координатор проекта RuGenerations Евгения Шамис заявила в интервью, что на фестивале «встречается много людей из разных стран, и они обмениваются не тем, что говорят газеты, не тем, что говорят внешние источники. Они разговаривают друг с другом. Мне кажется, чем больше мы разговариваем между странами, между отраслями, между разными поколениями, тем больше понимания».

Думаю, в проведении основной части мероприятий фестиваля в Олимпийской парке в Сочи был тот резон, что после Олимпиады 2014 года там осталось много грандиозных сооружений. Они пользуются постоянным интересом у туристов, но грех было бы не использовать их для проведения вот таких масштабных форумов.

Своя сверхзадача стояла, конечно, и перед делегацией Абхазии – донести до как можно большего числа молодых людей на Земле, что есть такой народ и есть такая маленькая страна.

В четверг, 19 октября, президент Республики Абхазия Рауль Хаджимба в качестве гостя фестиваля встретился с его участниками из Абхазии и Южной Осетии, ПМР, республик Северного Кавказа РФ, Никарагуа, Италии и других стран. Президент поприветствовал участников встречи, рассказал им о республике и ответил на вопросы молодых людей.

Представитель молодежи Республики Адыгея Тагир Кумпилов в своем выступлении сказал так: «Мы очень рады, что с приходом нового руководства как в Абхазии, так и в Адыгее потеплели отношения между нами. История показывает во все времена, что ближе друг у друга, чем абхазы, абазины и адыги, никого нет. Это показывает история и сто лет назад, и в 90-е годы, и в последнее время. У нас, как нам кажется, не хватает общения между молодежью». Он предложил ежегодно проводить в Абхазии летний молодежный лагерь с участием представителей Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Шапсугии и Абхазии.

Представитель делегации Абхазия Даут Логуа сказал:

«В эти дни мы часто с удовольствием рассказываем о нашей республике. Нас иногда приятно удивляли молодые люди из европейских и других стран, знавшие о нас. Сегодня, например, у нас в гостях присутствует студентка из Италии. Мы с ней познакомились два-три дня назад. Когда мы сказали о том, что мы из Абхазии, у человека появился блеск в глазах. Выяснилось, что она знает достаточно много о нас. Она из автономного региона Италии Валле-д'Аоста, ее зовут Амия Сантини. Она хочет, чтобы об Абхазии написали в газете ее региона, я думаю, у нее это получится».

Амия Сантини преподнесла президенту Абхазии памятный подарок.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия