Тайна одной лаборатории

Одной из основных целей лаборатории называется нейтрализация опасных биологических материалов на постсоветском пространстве

Исследовательский центр общественного здоровья им. Ричарда Лугара, который в Грузии называют просто «лабораторией Лугара», – излюбленная тема российских разоблачений. Российское правительство и подконтрольные ему СМИ уверяют: лаборатория занимается разработкой биологического оружия. В самом центре утверждают: в своей деятельности они исходят исключительно из интересов здравоохранения.

Исследовательский центр общественного здоровья им. Ричарда Лугара или, как его сокращенно называют, «лаборатория» – объект, известный практически всем жителям грузинской столицы. Построенный американцами и ставший объектом постоянной критики и обвинений со стороны России в том, что является причиной гибели людей, центр расположен неподалеку от Тбилисского международного аэропорта – на автомагистрали, по которой в столицу прибывает, в числе прочих, и большое число граждан США. Американцы не боятся, но российская информационная машина не дремлет. Это отрывок из сюжета одного из российских СМИ:

«Базы биооружия США в мире. Американская биобактериологическая лаборатория в Грузии. Когда нельзя, но очень хочется! Своих не травят – чужих можно. Жители поселка Алексеевка под Тбилиси чахнут на глазах».

Your browser doesn’t support HTML5

Тайна одной лаборатории

Местная жительница Этери Гогитидзе в этом же сюжете заявляет:

«Давление скачет, вот 200 было пять дней тому назад давление – ни с того ни с сего. Просто окно открыла, вышла на балкон вечером – закружилась голова. Ветер был как раз сильный в тот день, вот, видимо, ветром занесло всю эту гадость».

Сенатор Ричард Лугар (слева) во время посещения лаборатории в августе 2006 г.

61-летняя Мзия Хахвиашвили точного объяснения происходящему не знает:

«Все это на уровне слухов – то, что у нас пневмония, то, что каждому второму нездоровится, все это заслуга лаборатории. Я не знаю, что происходит, не знаю... каждый день хожу в поликлинику... может быть, это все возраст, а может, вина лаборатории. Я не знаю».

Ей вторит 59-летняя Луиза Шишашвили:

«Иногда такой запах, я не могу передать... Иногда, когда открываешь окно. Но кого винить, лабораторию или что-то еще, не могу сказать».

Впрочем, есть тут и те, кто точно уверен: лаборатория Лугара здесь ни при чем. А что касается гипертонии, то, по мнению 80-летнего Гиви Хведелидзе, это распространенная проблема по всей Грузии:

«Ничего плохого в этом (в лаборатории) нет. У них там столько оборудования для фильтрации, такая техника... Зря напраслину возводят. Давление? Стареют, вот и давление мучает, а чего они ждали? Мне 80, я постоянно в движении и прекрасно себя чувствую».

За прошедшие со дня открытия семь лет в чем только не обвиняли лабораторию российское правительство и подконтрольные ему СМИ. В том числе, во вспышке свиного гриппа в Цхинвальском регионе или эпидемии вируса Зика на территории Абхазии. Ей же приписывают и нынешнее нашествие мраморного клопа в регионе. После того как Россия запретила ввоз сельхозпродукции из Абхазии, представитель Россельхознадзора Юлия Мелано в интервью «Российской газете» указала:

«Мы не исключаем, что сегодня речь идет о применении некоего биологического оружия».

В том, что лаборатория Лугара занимается разработкой биологического оружия, – Россия обвиняла американцев не раз. Но сейчас Москва пошла еще дальше. Официальный представитель российского МИДа Мария Захарова упомянула лабораторию в контексте отравления в Великобритании бывшего офицера ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери:

«Понятно, что в таких центрах могут проводиться исследования не только в интересах санитарно-эпидемиологического благополучия населения соседних с нами государств. Поэтому сам факт масштабной медико-биологической деятельности Пентагона именно у границ России вызывает у нас особое беспокойство».

Зачем это нужно российскому правительству? Почему они делают вид, что очень обеспокоены? Для аналитиков такая тактика очевидна. Говорит политолог Георгий Гобронидзе:

«Россия пытается настроить грузинское общество против стратегических партнеров. Идея в том, что союзники Грузии якобы используют нашу страну, эксплуатируют под видом полноценного партнерства. Еще одной целью России является деморализация граждан Грузии и подрыв их веры в успех. Дезинформация, распространяемая Россией, также предназначена для того, чтобы создать для своей внутренней аудитории образ врага из Америки и Грузии – что они якобы враждебно относятся к России. Такая почва необходима для того, чтобы узаконить возможные будущие действия против Грузии. В этом контексте мы часто слышим обвинения в том, что Грузия покровительствует террористам. Это же абсурд».

На абсурдные обвинения сотрудникам Центра Лугара, к слову, единственного в Кавказском регионе центра с 3-й степенью биологической защиты, названному в честь бывшего сенатора США Ричарда Лугара, за особый вклад в создание программы снижения биологического риска, отвечать некому. В том числе, вечно занятому Паате Имнадзе. Руководителя лаборатории в Грузии знают все – за его постоянные телесоветы в связи с различными заболеваниями:

«Здесь столько российских ученых было. И не только на экскурсии, но и по работе. Поэтому, что здесь происходит, они лучше меня знают. Но это просто политика, черный пиар. А так, то, что тут ничего не происходит, они лучше меня знают на самом деле», – говорит Имнадзе.

Исследователь-энтомолог из США Джошуа Баст уточняет:

«У нас нет тайных подвалов и комнат».

Центр Лугара в Тбилиси, равно как и сеть лабораторий мониторинга в регионах, был профинансирован Министерством обороны США (DTRA). Лаборатория Лугара открылась в окрестностях Тбилисского международного аэропорта в 2011 году, в 2013-м была передана под юрисдикцию Центра контроля заболеваний Грузии, а с 2018 года полностью финансируется грузинской стороной. Одной из основных целей строительства объекта называется нейтрализация опасных биологических материалов на постсоветском пространстве и их безопасное хранение. Говорит Джошуа Баст:

«До того как был построен Центр Лугара, целая коллекция патогенов на протяжении лет хранилась во многих лабораториях по всей Грузии. Сейчас вирусы и бактерии хранятся наиболее безопасным образом. С момента образования Центра Лугара у ученых появились безопасные условия для работы с патогенами».

В Центре работают представители крупнейшей биомедицинской исследовательской организации Министерства обороны США – Военного исследовательского института им. Уолтера Рида (WRAIR). И хоть его главная задача – заботиться об американских военных в различных миссиях по всему миру, тем не менее результаты 125-летней успешной работы института используются по всему миру. К слову, в распоряжении американцев на сегодняшний день всего одна лаборатория 2-го уровня безопасности. Майкл Вашингтон, микробиолог с 18-летним стажем – один из девяти граждан США в центре, рассказывает, над чем работает его команда:

«Один из наших основных проектов связан с резистентностью к антибиотикам, и он внедряется Национальным центром борьбы с заболеваниями (NCDC). За последние несколько десятилетий были зарегистрированы инфекции, которые невозможно вылечить с помощью антибиотиков. В лаборатории Лугара мы изучаем причины, по которым микробы не реагируют на антибиотики. Разрабатываются новые методы поиска таких микроэлементов, определения их природы и способов лечения болезней».

Для чего нужно столько вирусов и бактерий, собранных в лабораториях грузинского Центра Лугара? Коллекция внушительная – целый набор микроорганизмов, которые могут вызывать различные штаммы гриппа или такие заболевания, как черная чума, туляремия, бруцеллез, корь или ботулизм. Руководитель Центра Паата Имнадзе объясняет для чего:

«Мне нужна эта коллекция, чтобы знать, какие микробы есть в Грузии, появились ли какие-то новые микробы. Если они были занесены на нашу территорию, то исследовать, каким образом – искусственным путем или естественным. Это все мы можем легко обнаружить с помощью молекулярных методов в нашей лаборатории».

Центр Лугара, который является партнером Всемирной организации здравоохранения, постоянно принимает в своих стенах ученых и студентов. Нет здесь недостатка и в любопытных наблюдателях. У лаборатории стеклянные двери и окна, а во дворе на лужайке мирно пасутся соседские коровы.