В Крыму появятся фирменные югоосетинские магазины

Южная Осетия на данный момент кроме минеральной воды Крыму ничего предложить не может

В Крыму будут открыты фирменные магазины с продукцией югоосетинских предпринимателей. Об этом договорились главы торгово-промышленных палат Крыма и Южной Осетии. Теперь главный вопрос – чем заполнять прилавки, ведь экспортировать из республики, кроме минеральной воды, практически нечего.

Соглашение предусматривает продвижение продукции крымских и югоосетинских товаропроизводителей на рынки Крыма и Южной Осетии и взаимодействие в сфере сельского хозяйства, туризма и банковском секторе. Президент ТПП Южной Осетии Алан Алборов уточнил, что в Крыму планируется открыть фирменные магазины с продукцией югоосетинских предпринимателей, «а также провести там выставки наших товаров».

Казалось бы, радостное событие, однако оно вызвало у жителей республики легкое недоумение.

Your browser doesn’t support HTML5

В Крыму появятся фирменные югоосетинские магазины

Южная Осетия, рынок которой переполнен товарами из Российской Федерации, а овощи и фрукты завозятся в большинстве своем из Грузии, замахнулась на собственные фирменные магазины в Крыму. Даже брендовый когда-то осетинский сыр, производимый в республике, стал потихоньку вытесняться североосетинским: фермеры из РСО-Алании предлагают его по значительно меньшей цене и не худшего качества. Поэтому и возник вопрос: а что, собственно говоря, Южная Осетия может предложить крымчанам и чем заполнить полки фирменных магазинов?

Опыт поставок минеральной воды в Крым есть уже у югоосетинского предпринимателя Владимира Босикова. Несколько лет назад он организовал производство минеральной воды «Аландон», затем принял помощь российских партнеров, которые стали выпускать ее под брендом «Осетинская». Про соглашение с Крымом он пока не слышал, но говорит, что «вода уже идет в Крым беспрепятственно»:

«Я не знаю, может, это соглашение даст какие-то преференции нашей продукции, хотя вряд ли. Я думаю, ничего в этом особенного нет, для воды во всяком случае. Может, какие-то другие продукты и товары...

– А что еще может вывозить в Крым Южная Осетия?

– А у нас ничего нет. Что мы еще можем вывозить? Ничего, только воду. В данный момент у нас нет экспортно-ориентированных продуктов, никаких, которые были бы конкурентоспособны на российском рынке. У нас ничего практически не производится, единственное производство – это мясоперерабатывающая компания «Растдон», но таких заводов по всей России валом, и в чем конкурентное преимущество, я его не вижу».

Возможно, говорит предприниматель, в Южную Осетию пойдут товары из самого Крыма, хотя небольшой югоосетинский рынок сбыта с населением в 30 тысяч вряд ли, по мнению Босикова, может привлечь крымских предпринимателей.

Еще одна версия того, как проводить в жизнь подписанное соглашение: если представители ТПП Крыма являются владельцами розничных сетей, они могут продавать в ней югоосетинскую минеральную воду. Правда, есть одно «но»:

«Опять же из-за соглашения никто этого делать не будет, потому что это бизнес: если тебе невыгодно продавать чью-то продукцию, ты не будешь этого делать, несмотря ни на какие соглашения. Может быть, они откроют полки принудительно в магазинах, но это тоже под вопросом, так как все это бывает на добровольной основе».

Югоосетинский общественник и предприниматель Тимур Цхурбати считает, что помимо воды экспортным товаром для Южной Осетии может стать и древесина, в частности, бук. В беседе с «Эхом Кавказа» он говорит, что санитарная вырубка леса необходима для его обновления, кроме того, лес – это возобновляемый ресурс. Однако из-за неграмотно составленного несколько лет назад постановления правительства этой возможностью пока сложно воспользоваться:

«Бук – это одно из тех богатств, которым мы можем реально воспользоваться. В Южной Осетии достаточно запасов леса, чтобы организовать завод нормальной мощности. Задействовать 200 человек с нормальной зарплатой. Запасы нашего бука не используются никак. Насколько я знаю, в этом году выделена квота (на вырубку) в 10 тысяч кубических метров на целый год, но не освоено пока ни одного кубического метра бука. Все дело застопорилось из-за постановления, принятого 23 декабря 2010 года правительством Бровцева».

Достать текст постановления Цхурбати удалось только сегодня, потому что из него, как говорит общественник, «почему-то сделали секретный документ». На его взгляд, составлен документ крайне неграмотно, и он допускает интерпретации из-за нечетких формулировок. Цхурбати отправил его на экспертное заключение Минюсту и надеется на помощь руководства республики:

«Я думаю, сейчас этот вопрос решится, потому что, насколько я знаю, сам президент затребовал это постановление, как и премьер-министр, и у меня нет почему-то сомнений, что они наконец эти глупые постановления предыдущих правительств отменят и работа в этом направление тоже пойдет».

Прокомментировал Цхурбати и подписанное ТПП Южной Осетии соглашение. На данный момент, говорит он, кроме минеральной воды мы действительно Крыму ничего предложить не можем:

«А больше ничего нет. У нас есть лес и вода, вот два продукта, которые мы можем вывозить. Но вывозить самостоятельно только минеральную воду, больше ничего. Наше государство пребывает еще немного в плену стереотипов. То есть оно думает, что, как при советской власти, подписанное соглашение – это и есть работа. На самом деле это не так. То есть у них форма подменяет содержание. То есть вот они заключают соглашения, очень много отличных соглашений у нас, допустим, заключено с Россией, но они на этом и заканчиваются. То есть в них нет содержания, потому что на подписание этих соглашений не приглашаются представители малого, среднего бизнеса, и предприимчивые, креативные люди в этом деле не участвуют. В подписании этих документов участвуют чиновники, которые нигде и ничем себя не проявили».

Тем не менее соглашение было высоко оценено и президентом ТПП Крыма Артемом Мальцевым, который заявил, что «у двух республик есть серьезный потенциал для плодотворного взаимодействия, реализация которого будет способствовать пополнению крымского и югоосетинского бюджетов и укреплению наших экономик».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия