110 лет грузинского кино. За кадром

Экспозиция посвящена 110-летнему юбилею грузинского кино

Костюмы киноперсонажей, реквизит, использованный в фильмах, и камеры, на которые они снимались, – все это можно увидеть на выставке, организованной киностудией «Грузия-фильм». Экспозиция посвящена 110-летнему юбилею грузинского кино.

Они вряд ли могли когда-нибудь встретиться все вместе. Но здесь персонажи из фильмов «Георгий Саакадзе», «Отец солдата», «Кето и Коте», «Древо желаний» стоят бок о бок и, выстроившись в стройные ряды, походят на настоящую армию. Киноармию.

На этих манекенах раритетные костюмы, созданные для известных грузинских фильмов. Вместе с ними на экспозиции представлено и оружие, «сыгравшее» свою роль в кино. Пистолет «Маузер», пулемет Максима, винтовка Мосина, знаменитые немецкий «Шмайсер» и советский ППШ. Все в рабочем, как говорят организаторы выставки, но не боевом состоянии. А рядом с оружием – ожидаемо – бюст Сталина.

Your browser doesn’t support HTML5

110 лет грузинского кино. За кадром

Точкой отсчета, «днем рождения» грузинского кино принято считать первые документальные кадры, отснятые Василом Амашукели. Снял он их при поддержке бакинского мецената, рассказывает директор информационного центра киностудии «Грузия-фильм» Леван Купарадзе. Премьера отснятого материала состоялась в 1908 году сначала в Баку, а позже он был показан в Кутаиси.

«Это бакинский рынок, перевозка угля на верблюдах, буровые скважины, пейзажи Кутаиси, караван-сарай в Тбилиси. В 50-х годах эти кадры были показаны в Париже. Они хранятся в местном хранилище по сегодняшний день. А 15 мая 1908 года – день, когда их премьера прошла в Баку, считается днем рождения грузинского кино».

Еще одна «армия» на этой экспозиции – это камеры. Разных форм, возможностей и размеров. Здесь и безотказная «Конвас автомат», которая преданно служила при любых погодных условиях, и 17-килограммовая «Родина», на которую были сняты, к примеру, «Имеретинские эскизы» Наны Мчедлидзе и «Лурджа Магданы» – совместная работа Тенгиза Абуладзе и Резо Чхеидзе.

На экспозиции можно увидеть и проекторы, которые позволяли проводить т.н. комбинированные съемки: с их помощью за спиной актера можно было «организовать» имитацию бури. Правда, для большей правдоподобности желательно было дополнительно поливать киногероя водой из ведер.

Среди всей этой аппаратуры есть и почетный ветеран – камера, произведенная во Франции в 1912 году, рассказывает Леван Купарадзе:

«В 1930 году эта камера была переделана в камеру для съемки анимационных фильмов. Иностранные специалисты, которые тогда консультировали наших, уже тогда удивились тому, что эта «музейная» камера могла быть на что-то способна. Но вот эта «музейная» камера, 1912 года выпуска, снимала мультфильмы вплоть до конца 80-х. Сейчас ее не включают, но она и сегодня смогла бы «поработать», почему бы и нет».

Еще один зал экспозиции отведен под эскизы костюмов и интерьера. Это картины, написанные маслом, объемные макеты, коллажи, в которые вклеена «кукольная» одежда, по которой впоследствии шили костюмы для киногероев. Леван Купарадзе говорит, что зачастую художникам было практически не из чего выбирать: на картину, к примеру, выделялась ткань одного типа в определенном количестве. Для того чтобы как-то компенсировать отсутствие выбора, художники были вынуждены постоянно придумывать что-то новое, искать нестандартные решения. По мнению Купарадзе, характер или же, как его принято называть, «феномен грузинского кино» тоже во многом был определен «вынужденными» обстоятельствами. В том числе и цензурой.

«В тот «закрытый» период, в период цензуры, художественное мышление вышло на первый план. Сформировалась форма иносказательного повествования. А после освобождения появилась некая плакатность в грузинском кино. Однако и сегодня, разумеется, создаются замечательные фильмы», – говорит Купарадзе.

Выставка на киностудии «Грузия-фильм» продлится до 5 июля.