Екатерина Гуськова: «Тяжело развиваться в такой закрытой республике»

Персональная выставка молодой художницы Екатерины Гуськовой открылась в сухумском Центральном выставочном зале Союза художников. На выставке представлены 176 работ, написанных за последние десять лет. Художница рассказывает о циклах своих работ, о том, как она открыла для себя советское искусство, а также о сложностях, с которыми художники из Абхазии сталкиваются, выставляясь за ее пределами.

Екатерина Гуськова родилась и выросла в Сухуме, рисует с четырех лет, она – выпускница отделения изобразительного искусства педагогического факультета Абхазского государственного университета. В прошлом году стала членом Союза художников Абхазии. С 2012 года преподает в Школе искусств имени Ковача.

Свои работы она разделяет на циклы. Самый ранний из представленных на выставке – «Музыка цвета морской волны», название родилось из того, что картины были выставлены впервые в 2012 году прямо на сухумской набережной и показ сопровождался игрой на флейте. Последний по времени цикл – «Искусство СССР». Интересна серия «Формула 1», на которой изображены болиды. На одной из работ стоит автограф британского автогонщика и пятикратного чемпиона мира Льюиса Хэмилтона. Две картины из этой серии экспонировались в музее Михаила Шемякина в Санкт-Петербурге.

Екатерина Гуськова очень активный художник. Она много работает и много выставляется, используя для этого любые площадки: набережную, заброшенную кофейню над водой «Амру», фойе гостиниц и деловых центров. Благодаря этому ее хорошо знает местная публика. Нынешняя выставка – десятая по счету. Год назад ее приняли в Союз художников Абхазии, и появилась возможность первой персональной выставки в главном выставочном зале страны.

Екатерина Гуськова решила собрать все серии своих картин и подытожить десять лет работы, чтобы в дальнейшем начать что-то новое.

​Среди серий заметно выделяются «Киноафиши». Екатерина Гуськова пояснила: «Здесь изображены только мои любимые фильмы. Я очень люблю старое кино, ретро, неореализм, люблю итало-французские фильмы, итальянских и французских актеров, Грегори Пек – мой любимый актер. Афиши составлены лично мной, даже маркировку кинокомпаний я сама вырисовывала. Я не делала трафареты, все сделано от руки. Мне было очень интересно попробовать скомпоновать шрифт и изображение, интересно сочетание букв, краски, портрета. Здесь представлены девять киноафиш, одну – к фильму «Белый башлык» я подарила семье Томаса Кокоскерия, потому что на ней он изображен как персонаж фильма».

Заметный интерес у публики вызвала серия «Искусство СССР» из пяти работ. На вопрос о том, чем оно ее привлекло, Екатерина Гуськова ответила: «Я считаю, что это искусство – интересное. На моих работах изображены мозаики советского периода, наши остановки. К сожалению, они в ужасном состоянии. Я даже попыталась их реставрировать на своих картинах. Я не показывала те фрагменты, которых недостает, я просто хотела показать, как это выглядело раньше. У меня нет никакой политической или исторической привязки, меня интересует только искусство. На одной из моих работ нарисована марка Гагарина. Так совпало, что моя выставка закрывается как раз 12 апреля в День Космонавтики. Мне кажется, это очень символично, потому на моей марке написано: «Почта СССР», там указан 1961 год».

У работ из серии «Искусство СССР» нет рам, боковины картин затонированы красным цветом. Екатерина Гуськова объясняет: «В то время художников ставили в определенные рамки, но даже в этих рамках полету фантазии творческого человека не было предела. Художнику была дана тема космоса, и он умудряется сделать совершенно потрясающий арт-объект, который, как мне кажется, актуален и сейчас и выглядит очень современно. В наше время часто говорят, особенно молодые люди, что все в Советском Союзе было серое, черно-белое, никакое. Но посмотрите на эти остановки, они такие красочные! Например, сейчас все гораздо более серое, все остановки у нас похожи друг на друга. На одной из работ этой серии изображен Ленин, но не потому, что я хотела изобразить вождя пролетариата, мне понравилась сама мозаика, она тоже такого насыщенного красного цвета. Она, кстати, расположена в санатории МВО и тоже в ужасном состоянии. Я ее тоже попыталась немножко реставрировать на своей картине. Жаль, что в нашем сыром климате все это разрушается и не поддерживается».

Из серии «Музыка цвета морской волны»

Легко ли развиваться в условиях Абхазии молодому художнику? Ответ на этот вопрос очевиден: нет. Говорить о том, что можно продавать свои работы и жить припеваючи, не приходится. Екатерина Гуськова, как и многие другие абхазские художники, участвует в ежедневных выставках-продажах на набережной. Расчет в основном на туристов из России. Проблематично даже выставляться за пределами Абхазии и вне России.

Катя рассказала о том, с какими трудностями она столкнулась при попытке выставить свои работы в Армении: «Конечно, развиваться тяжело в такой закрытой республике, у нас постоянная нестабильность, будем говорить честно. Очень сложно вывозить свои работы на выставки, очень сложно в них участвовать. Если узнают, что ты из Абхазии, тебя не хотят брать на выставку, конечно, если ты говоришь, что представляешь Абхазию. Лично я столкнулась с такой проблемой в Ереване. Была международная выставка, я приехала из Абхазии, я заполнила анкету, организаторы знали, откуда я, и никаких вопросов не возникало. Затем, когда все работы уже висели, мне позвонил организатор и говорит: «К сожалению, нам придется снять твои работы или убрать надписи, что ты из Абхазии».

Афиша к фильму «Белый башлык»

Выставка была платной, Екатерина Гуськова сама оплатила свое участие, но тем не менее: «Приходили из посольства Грузии и смотрели, выставляюсь я или нет и как подписаны мои работы. Мне предлагали подписаться: «Сухум, Россия» или «Сухуми, Грузия», но я отказалась от обоих вариантов. Были напечатаны буклеты, их все заставили перепечатать, потому что там была информация обо мне, как о художнике из Абхазии. Художники из Германии, из Франции, из Китая, из Кореи, из многих стран подходили и спрашивали, почему ты не написала, откуда ты? Организаторы мне запретили общаться с журналистами, такую установку им дали в посольстве Грузии, чтобы я, не дай бог, не сказала, откуда я. Но я все равно давала интервью и говорила. Даже в буклетах не было написано, откуда я, ко мне подходили художники и спрашивали, я им говорила, что такая у нас политическая ситуация. И меня просили написать от руки, откуда я, то есть это было даже еще интереснее».

Из серии «Формула 1»

Несмотря на закрытость мировой художественной среды, абхазские художники не сдаются. Они работают, накапливают опыт и совершенствуются в доступных им пределах. Выставка работает до конца недели, картины ждут своего зрителя.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии