Аппатурай «обессмыслил» Расмуссена?

Гарантии того, что на Грузию никто не нападет кроме Североатлантического альянса никто дать не может

Идея принять Грузию в НАТО без Абхазии и Южной Осетии не входит в интересы Североатлантического альянса. Вслед за вызвавшим много шума предложением бывшего генсека организации Андерса фог Расмуссена последовало опровержение. Но споры не утихли.

Сегодняшнее НАТО не согласно со вчерашним – спецпредставитель генерального секретаря Североатлантического альянса в странах Южного Кавказа и Центральной Азии Джеймс Аппатурай уверяет: идея о вступлении Грузии в военно-политический блок без распространения пятой статьи на Абхазию и Южную Осетию не вызывает интерес у Альянса. Аппатурай не верит, что идея, озвученная бывшим генсеком Адресом фог Расмуссеном на конференции в Тбилиси, является своевременной в существующей сегодня конфигурации безопасности. Об этом чиновник написал на своей страничке в социальной сети «Фейсбук»:

«Я видел дискуссию в Грузии о вступлении в Альянс так, чтобы пятая статья не распространялась на два региона. На мой взгляд, обсуждение этого вопроса сегодня не имеет смысла. Я не вижу интереса в НАТО к обсуждению этого вопроса. Я также не верю, что в нынешних условиях международной безопасности эта идея является своевременной. Посольство Грузии в НАТО активно поддерживает больше Грузии в НАТО и больше НАТО в Грузии, что охватывает четкие и конкретные идеи. Атлантический совет НАТО совсем скоро будет в Грузии, чтобы обсудить пути углубления нашего сотрудничества, в том числе, будет рассматриваться помощь Грузии в реформах, которые помогут ей подготовиться к членству в НАТО».

Your browser doesn’t support HTML5

Аппатурай «обессмыслил» Расмуссена?

Заявление Расмуссена вызвало в Грузии волну споров – многие восприняли слова бывшего генсека НАТО как прямое предложение отказаться от оккупированных территорий в обмен на безопасность остальной части Грузии.

В частности, «Альянс патриотов», одна из лидеров которого Ирма Инашвили устроила перепалку с организаторами конференции, где прозвучали скандальные слова Расмуссена, призвал граждан выйти на улицы, чтобы «защитить свою частичку Грузии». Сегодня молодежная ячейка партии, которую многие считают аффилированной с Москвой, провела акцию протеста у здания грузинского МИДа. «Патриоты» требуют от руководства страны объяснить зарубежным партнерам, что Грузия не является ничьей колонией. А чтобы партнеры это усвоили, недавнего оппонента Инашвили – Дэвида Крамера – предложено объявить персоной нон грата.

Если же МИД не выполнит требования протестующих, они обещают продолжить акции. В частности, у здания посольства США в Тбилиси. Ирма Инашвили также сообщила, что фракция «Альянса патриотов» подготовит и внесет на голосование в парламент «черный список», в который попадут «недруги Грузии». Речь, в частности, идет о вышеупомянутом Дэвиде Крамере и бывшем заместителе помощника госсекретаря США по европейским и евразийским делам Мэтью Брайза, также подвергшего критике взгляды Инашвили и ее товарищей по партии:

«Мы скажем нашим американским партнерам, что Саакашвили, Бокерии и Крамеры – нам не директора. Грузия – суверенное государство, мы заслуживаем уважения, мы не колония Соединенных Штатов Америки. Мы не хотим быть ни российской губернией, ни американской колонией. Этим людям должен быть запрещен въезд в Грузию! «Альянс патриотов» сделает это. Наши американские партнеры в конце концов должны осознать, что должны поддерживать грузинский народ! Кого мы полюбим, а кого нет – это дело грузинского народа!»

Впрочем, западные партнеры Грузии тут же дали понять: любовь между Грузией и Североатлантическим альянсом искренняя и вполне взаимная. Президент Парламентской ассамблеи НАТО Мадлен Мун, прибывшая в Тбилиси во главе делегации представителей стран-членов блока, заверила:

«Я не могу выразить словами, насколько важным считает Парламентская ассамблея НАТО сотрудничество с Грузией и ее поддержку и евроатлантическую интеграцию. Грузия всегда в наших мыслях. Мы о вас не забыли. И мы желаем вам успеха. Делайте то, что будет правильным для Грузии, и для того, чтобы вы, как страна, оказались там, где хотите быть. Я также понимаю разочарование: порой вам может показаться, что изменения происходят медленными темпами, особенно молодежи. Но важно, что темп есть. Мы уверены, что здесь происходят изменения. Я хочу сказать вам, насколько важен наш союз, наше сотрудничество, эти отношения, поскольку, когда вы – член этой семьи, мы вас не покинем».

В том, что НАТО не собирается «покидать» Грузию, не сомневается политический аналитик Кавказского института стратегических исследований Гела Васадзе. По словам эксперта, заявление Расмуссена было воспринято чересчур эмоционально и за эмоциями многие не разглядели суть послания, хотя бывший генсек предельно четко сформулировал мысль. Впрочем, отмечает Гела Васадзе, среди тех, кто не разобрался или сделал вид, что не разобрался в умозаключениях господина Расмуссена, оказался грузинский МИД:

«Они сделали вид, что не поняли, о чем речь. И когда заместитель министра иностранных дел говорит о том, что Грузия вступит в НАТО только с соблюдением территориальной целостности, у меня сразу же возникает вопрос – а это он про что? Это он, вообще, о чем? Мол, суверенитет и территориальная целостность Грузии при вступлении в НАТО не будут нарушены. Ну не будут, конечно, они нарушены. А что, кто-то говорил, что они будут нарушены? О чем вообще речь? То есть фактически они завуалированно, латентно повторили тезис и нарратив Кремля о том, что, мол, за членство в НАТО нам предлагают отказаться от оккупированных территорий. Не предлагают. Расмуссен даже еще раз показал на примере, что вот была Западная Германия, была территория Восточной Германии, которая на момент вступления в НАТО не была признана. И вот Федеративную республику Германия приняли в НАТО с тем условием, что на территорию Восточной Германии, на территорию, где была советская зона оккупации, не распространяется этот пункт».

По словам эксперта, дело не в том, что Грузии нужно НАТО. Грузии, утверждает Васадзе, нужна безопасность, гарантии того, что на нее никто не нападет. А кроме Североатлантического альянса такие гарантии никто дать не может.