Триколор как символ индоевропейского триединства

Нынешний югоосетинский триколор был утвержден в январе 1992 года, а официальное празднование Дня государственного флага началось шесть лет назад

В Южной Осетии сегодня отмечают День государственного флага. Жители республики традиционно участвовали в церемонии торжественного поднятия стяга, а историки напомнили о его символизме и историческом значении.

Еще до начала празднования Дня государственного флага Южной Осетии историк и советник президента Константин Кочиев заявил о необходимости создания в республике геральдической комиссии, «иначе в этой важнейшей сфере возникает полый хаос, неразбериха: невозможно понять, что изображено на государственных эмблемах».

Your browser doesn’t support HTML5

Триколор как символ индоевропейского триединства

Геральдические комиссии или государственные советы по геральдике существуют во многих странах. Они регулируют вопросы, связанные с использованием государственной символики. Казалось бы, в трактовке этих символов нет ничего непонятного, однако историки считают иначе и не упускают случая еще раз объяснить, что означает, к примеру, герб Южной Осетии. С точки зрения геральдики, говорит историк Константин Кочиев, на югоосетинском гербе изображен «леопард идущий»:

«Он начинает свое движение с передней правой ноги, это счастливая нога, это шаг в счастливое будущее. В то же время это леопард, который стережет свою страну. Он стоит на страже спокойствия и мира нашей родины. Он «вооружен». То есть у него есть отмеченные когти, зубы, язык… Герб построен совершенно адекватно с точки зрения цветовой гаммы. Вот то, что небо на этой картинке, – это на самом деле не небо. Это основной цвет щита. На этом щите изображается все остальное. В нашем случае цвет щита – это красный цвет. Это не небо. Красный – один из значимых для осетинской традиции цветов. Неслучайно боевые флаги, подчеркиваю, были красными. Изображение очень хорошее, это прямая иллюстрация осетинским Нартовским сказаниям. Впрочем, надо сказать, что горы на гербе – это не просто горы Осетии. Это намного более сложный символ, который символизирует мировую гору, скажем так. И нижние три горы изображают те горные вершины, которые должны находиться по краям вселенной, по краям мира и достигать неба. А три горы – это число уровней мироздания».

Впрочем, главным узнаваемым символом любого государства является флаг. Нынешний югоосетинский триколор был утвержден в январе 1992 года, а официальное празднование Дня государственного флага началось шесть лет назад. По словам знатока осетинской истории, журналиста Ирины Дамбеговой, заключенный в триколоре смысл не уступает символизму герба Южной Осетии. Очень важно, говорит она в беседе с «Эхом Кавказа», что он был возрожден по древним источникам:

«Очень важно, что флаг был возрожден как символ государственной власти, как символ государства на основе идеологии, которую исповедовали наши предки. Это индоарийская идеология. Триединство, трифункциональность индоевропейского сообщества – это основа идеологии. Собственно говоря, в этой идеологии три силы, которые являются основополагающими для общества. И показательно, что белый цвет – это верхушка, многие его трактуют как цвет чистоты и невинности. Нет, это духовность. И этот цвет символизирует, если брать Нартовский эпос, в котором до сих пор не расшифрованы окончательно наши религиозные мировоззрения, наше понимание мира и уклад общества. И здесь надо сказать, что белый цвет – это фамилия Алагатта, они были жрецами, это были люди, обладавшие знанием, и знание ставилось на первое место. На втором месте красный цвет, цвет воинства, защитника, потому что ни один народ не может существовать, если он не может себя защитить. И это вторая ступень так сказать по степени влияния и почитания. И, наконец, желтый цвет – цвет плодородия, цвет материальных богатств, это ставилось на третье место».

С древних времен и до недавних пор знания и способности человека осетины ставили на первое место, продолжает Ирина Дамбегова:

«Его ум, его интеллект, его вовлеченность в понимание мира, что если это человек, у которого можно чему-то учиться, он на первом месте. И никак богатый тупой человек не может его обогнать по степени влияния. И что интересно, наименее влиятельными были самые богатые. Наиболее влиятельные – это носители знаний, духовности. Времена меняются, мы немного отошли от этих древних заповедей. Но флаг нам об этом напоминает».

По словам Дамбеговой, День флага – важный праздник для всех осетин по обе стороны Главного Кавказского хребта. «Это символ, без которого не может существовать государственность. И мне приятно, что все символы государства начали в свое время возрождать на Юге Осетии благодаря усилиям нашего гениального историка Алана Чочиева и его единомышленников. И пусть День флага отмечается и в Северной Осетии, в Южной Осетии – у него другой смысл: это все же флаг независимого государства под патронажем России, а не флаг одного из регионов России», – отмечает она.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия