Accessibility links

Конституционное большинство – мечта или головная боль?


От лидеров «Грузинской мечты» все чаще слышны заявления о возможности принятия конституционных изменений
От лидеров «Грузинской мечты» все чаще слышны заявления о возможности принятия конституционных изменений

19 ноября – крайний срок, когда должна состояться первая пленарная сессия нового, девятого по счету, созыва парламента Грузии. Именно за это время Центризбирком должен уложиться с подсчетом голосов, рассмотрением исков, обнародованием окончательных итогов второго тура голосования. Тем временем с подачи правящей силы, «Грузинской мечты», в обществе идет бурная дискуссия о возможных конституционных изменениях, вплоть до таких, как правила избрания президента и создание двухпалатного парламента.

«Мы все с нетерпением ждем окончательных итогов ЦИКа», – сообщил сегодня один из лидеров «Грузинской мечты» Георгий Кахиани.

По его словам, избирательная администрация должна уложиться до 19 ноября. Это крайний срок, когда, согласно закону, после второго тура голосования должна состояться первая пленарная сессия новоизбранного парламента. В девятом созыве у «Грузинской мечты» 115 мандатов, у «Национального движения» – 27, у «Альянса патриотов» – шесть. В законодательном органе будут представлены также один независимый депутат (Саломе Зурабишвили), и один мажоритарный от «Топадзе – промышленников» (Симон Нозадзе).

Конституционное большинство – мечта или головная боль?
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:05 0:00
Скачать

Георгий Кахиани, в восьмом созыве парламента возглавлявший комитет по вопросам процедур и правил, самым неотложным вопросом назвал утверждение законопроекта госбюджета на 2017 год. Из-за второго тура старый парламент не успел назначить пленарное заседание, на котором мог бы быть утвержден госбюджет. Но это не единственный изъян в законодательстве, с которым столкнулись представители власти в ходе избирательного процесса. Впрочем, исправить их Георгий Кахиани уже не считает проблемой, ведь у «Грузинской мечты» в новом парламенте на два мандата больше необходимых 113 для проведения конституционных изменений. Соответственно, осталась позади пустая трата времени в попытках уговорить «националов» согласиться на поправки.

«Теперь уже другая реальность. Мы можем сесть и целиком рассмотреть взаимосвязанные вопросы – об избирательной системе, о сбалансировании управления (ветвей власти), возможны обсуждения конституционных изменений, в том числе вопроса о двухпалатном парламенте... То есть обсуждать можно многое», – при этом Кахиани поспешил отметить, что все фундаментальные изменения будут проведены на основе широкого обсуждения в обществе.

Именно ответом на реакцию общественности, в особенности в регионе Имерети, считают грузинские наблюдатели, тот факт, что «Грузинская мечта» после победы на выборах с повестки дня сняла вопрос о переносе парламента из Кутаиси назад в Тбилиси.

«Этот вопрос не будем затрагивать несколько лет», – пообещал премьер-министр Георгий Квирикашвили.

Зато от лидеров «Грузинской мечты» все чаще слышны заявления о возможности изменения правил избрания президента. Для «мечтателей» этот вопрос остро стал после того, как у основателя «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили испортились отношения с президентом Георгием Маргвелашвили. Последний не захотел безоговорочно следовать всем инициативам «Грузинской мечты».

Конституционалиста Коте Чокорая настораживает настрой и содержание заявлений лидеров «Грузинской мечты» о конституционных изменениях:

«Серьезная проблема в том, чтобы под прикрытием создания лучшего и идеального мира мы не получили то, что имели прежде – единоличное, одним взмахом руки изменение Конституции».

Коте Чокорая недоумевает, почему «Грузинская мечта», до выборов выступая за реформу избирательной системы и отмену мажоритарного принципа голосования, сейчас не спешит об этом говорить:

«Это самая важная проблема. Существующая система дает возможность партии с рейтингом в 45% попасть в парламент конституционным большинством. Система настолько нелогична, что, к примеру, если бы теоретически «Нацдвижение» выиграло во всех мажоритарных округах во втором туре, то оно оказалось бы на правах парламентского большинства. То есть «Нацдвижение» с рейтингом в 27% могло оказаться в большинстве. Все это создает проблемы легитимации власти».

Выход из ситуации наблюдатели видят в общественном контроле и активности гражданского сектора.

XS
SM
MD
LG