Accessibility links

Кому за границей жить хорошо?


Хоть расположены Греция и Израиль почти на одинаковом географическом удалении от Абхазии, добираться до последнего несравнимо труднее и дороже
Хоть расположены Греция и Израиль почти на одинаковом географическом удалении от Абхазии, добираться до последнего несравнимо труднее и дороже
СУХУМИ---Есть два государства, которые очень схожим образом связаны с современной Абхазией. Это Греция и Израиль, куда в начале 90-х годов прошлого века выехало на историческую родину подавляющее большинство проживавших до этого у нас этнических греков и евреев. Многие из них поддерживают с оставшимися в Абхазии родственниками, друзьями постоянные связи, некоторые регулярно приезжают сюда. Правда, тут есть отличия.

Хоть расположены Греция и Израиль почти на одинаковом географическом удалении от Абхазии, добираться до последнего несравнимо труднее и дороже – только воздухом через Москву; в Грецию же все послевоенное время ходит автобус, в настоящее время два раза в месяц зимой, а летом – чаще. Поэтому, а главным образом все же потому, что греческая община Абхазии была по численности гораздо больше еврейской, контакты с Грецией у населения Абхазии – явление куда более частое, чем с Израилем.

Было время, в 20-30-е годы прошлого века, когда так называемые понтийские, то есть черноморские, греки составляли в Абхазии до 35 тысяч человек, более 12 процентов всего населения. Неслучайно так много греков является персонажами детских рассказов Фазиля Искандера. И рисуются они у него, как правило, с большой симпатией. Потом было сталинское выселение греков в степи Казахстана, их возвращение, но не всех. Всесоюзная перепись 1989 года зафиксировала в Абхазии 14,7 тысячи греков, или 2,3 процента всего населения. В то время уже шел процесс массовой репатриации советских понтийских греков на историческую родину. Обвальный характер в Абхазии он принял, когда здесь разразилась грузино-абхазская война. По Учету населения 2003 года, у нас оставалось менее полутора тысяч греческого населения.

Кстати, во время лихолетья вместе с греками уехало и немало членов их семей других национальностей, в том числе и абхазы. Сейчас часть их вернулась. Вернулись и некоторые греки, которые не смогли адаптироваться на исторической родине. Я знаю, например, одну такую сухумчанку, сотрудницу Института экспериментальной патологии и терапии. Но подавляющее большинство, конечно, прижилось, несмотря на языковые трудности (язык понтийских греков значительно отличается от современного греческого, эллинского) и живет неплохо. Вместе с тем, многие из них, говорят, испытывают ностальгию по Абхазии, по тем местам, где родились и выросли. И, глядя на них, мы лучше понимаем мысли и чувства живущих в Турции абхазов, потомков махаджиров 19 века.

Пока из них на историческую родину вернулось по разным оценкам лишь от 400 до тысячи человек. Ведь и в них наверняка живет привязанность к стране, где они родились. Решающим же фактором миграции является обычно экономический. Ясно, что уровень жизни и в Греции, и в Турции сегодня выше, чем в Абхазии. Впрочем, для многих греков их отъезд в свое время из Абхазии был обусловлен и просто задачей физического выживания. Кто-то успел продать свое жилье, а кто-то нет, и те, чьи дома впоследствии просто захватили “желающие”, теперь судятся с захватчиками.

Моему соседу по сухумской пятиэтажке Борису Инал-ипа уже давно за семьдесят. Потомок абхазских князей, он, впрочем, своей сухощавой поджарой фигурой вызывает зависть не только у ровесников, но и у людей гораздо моложе. Уже много лет Борис проводит летние месяцы в своей сухумской квартире, а остальное время года – в греческих Салониках. Дело в том, что мать его была гречанкой по фамилии Диаматиди и он получил греческое гражданство. На абхазскую пенсию, которая сейчас немного превышает 10 евро в месяц, он, конечно, не прожил бы, а в Греции получает пособие по старости 360 евро в месяц, что позволяет ему спокойно жить летом и в Абхазии.

“Уже, можно сказать, с девяносто четвертого года я почти каждый год езжу в Грецию, уезжаю, приезжаю, потому что я вынужден ездить. Я прошел там комиссию… так просто не дают это… Я всю жизнь отработал здесь, в Советском Союзе, а вынужден там получать пособие”, – говорит бывший водитель Борис Инал-ипа.

Правда, в этом году мировые СМИ много внимания уделили экономическим трудностям, переживаемым Грецией, акциям протеста в ней. “Конечно, кризис во всем мире кризис, но они выступали не от того, что им там очень плохо живется, очень бедно, не в этом смысле, они просто отстаивали свои права.”

А еще в последнее время постоянно ездит в Грецию и моя соседка из другого подъезда Валентина Ступицкая, у которой там дочь замужем за греком.
  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG