Accessibility links

В Абхазии продолжается спор историков


СУХУМИ---В двух газетах «Единая Абхазия» и «Нужная» продолжается дискуссия абхазских ученых Станислава Лакоба и Алексея Папаскир по поводу событий 200-летней давности. Ученые спорят о том, как и в каких условиях происходило присоединение Абхазского княжества к Российской империи, иначе говоря – насколько этот процесс был добровольным?

Дело все в том, что учебник по истории Абхазии, по которому ведется преподавание в школах и вузах республики, составлен из научных трудов Олега Бгажба и Станислава Лакоба. Поэтому статья Алексея Папаскир, опубликованная в газете «Единая Абхазия» и называется «Школьный учебник или первый блин комом».

Алексей Папаскир не согласен с тем, что в учебнике «сгущаются краски по поводу действий царской администрации в Абхазии», и по существу содержится больше «осуждения России, чем Турции». Его также удивляет утверждение, содержащееся в учебном пособии о том, что «случившееся 10 июля 1810 года никак нельзя назвать добровольным присоединением Абхазии к России».

В ответной статье, опубликованной в газете «Нужная», Станислав Лакоба называет публикации своего коллеги не иначе как опусами. По его словам, Папаскир не может не знать о методах царского правительства и генералов в Кавказской войне, о демографической катастрофе, постигшей убыхов, абхазов, адыгов на Северном Кавказе. «Бурные военно-политические события того времени именовались русскими императорами, политиками, военными дипломатами и, наконец, историками «покорением Кавказа», а не штампом советских времен – «добровольное присоединение», -- пишет Станислав Лакоба.

Не согласен он и с мнением своего оппонента о том, что Россия искоренила рабство на Кавказе. По его словам, Абхазия тогда столкнулась с крепостнической Россией, и ее солдаты и матросы постоянно бежали в горы, в стан неприятеля. Они бежали туда, где веками жили демократические вольные общества, утверждает Станислав Лакоба и в подтверждение своих слов приводит сообщение офицера Генштаба В.И.Мочульского писавшего в 1844 году, что беглые солдаты «постоянно находят приют у неприятелей, их принимают с радостью, дают пищу, одежду, помещение», а по прошествии времени «горцы дают им жен и земли, и они вступают во все права коренных жителей».

Царская администрация с самого начала допустила массу ошибок и никак не могла окончательно утвердиться в Абхазии, считает ученый. Весьма показательным Станислав Лакоба в этой связи называет слова генерала Филипсона, который 13 мая 1858 года в письме Д.Милютину сообщал: «Одним словом, мы занимаем Абхазию, но не владеем ею».

Президент республики Сергей Багапш возражает оппозиции и выступает за передачу в собственность России трех госдач, принадлежавших ранее Советскому Союзу. Проект соглашения о передаче в собственность России госдач в Мюссере, Пицунде и Гагре абхазские власти «получили уже после того, как он появился в Интернете», вызвав неоднозначную реакцию в обществе», - сообщает газета «Республика Абхазия». Для себя Сергей Багапш «решил, что эти объекты надо передать Российской Федерации», однако, по его словам, «окончательное решение о приватизации или передаче в собственность тех или иных объектов принимает парламент, он же ратифицирует межгосударственные соглашения».

Глава республики призвал оппозицию и журналистов не спекулировать вопросами российско-абхазских отношений и корректно высказывать свое мнение. Он считает недопустимым, чтобы, исходя из представлений о политической целесообразности или в борьбе за власть, обострялись отношения с Россией. «Не надо ставить под сомнение российско-абхазские отношения, а то у нас некоторые договорились до того, что не мы нуждаемся в России, а она в нас», - сказал президент республики. Он выразил недовольство по поводу того, что абхазские журналисты «много пишут о российско-абхазских отношениях, но почему-то молчат о грузино-абхазских, хотя именно эти отношения не урегулированы до сих пор».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG