Accessibility links

Борьба за жилье


Поскольку бывшими домовладельцами выступают представители осетинского населения, а дома принадлежат грузинам, то процессы приобрели межнациональный подтекст
Поскольку бывшими домовладельцами выступают представители осетинского населения, а дома принадлежат грузинам, то процессы приобрели межнациональный подтекст

ЦХИНВАЛИ---В Ахалгорском районе де-факто Республики Южная Осетия (по версии цхинвальских властей, район надо называть Ленигорским) начались слушания по 17 судебным искам в связи с претензиями бывших домовладельцев к их нынешним хозяевам. Поскольку бывшими домовладельцами выступают представители осетинского населения, а дома принадлежат грузинам, то процессы приобрели межнациональный подтекст.

Напомним, 8 декабря президент Южной Осетии Эдуард Кокойты подписал указ, по которому все правоустанавливающие документы на недвижимость, выданные властями Грузии с1991 по 2008 год, признаются недействительными.

Осетинские беженцы, возвращающиеся в Ленингорский район, имеют возможность оспорить в суде имущественные права на принадлежавшее им некогда жилье.

Глава района Алан Джусоев говорит, что судебные иски делятся на две категории. Первая - прежние владельцы были просто изгнаны из своих домов. Вторая категория – дом был продан по договору купли-продажи. В этом случае суд выясняет, находился ли продавец под давлением в момент заключения сделки. Один из критериев - соразмерность стоимости недвижимости и уплаченной за нее суммы.

«Актов купли-продажи было много, - говорит Алан Джусоев, - но это приблизительно то же самое, как у осетин покупали дома в Панкисском ущелье. Покупали по такой цене, если вообще покупали, которую устанавливал покупатель, а не продавец. А что, выбор был тогда у кого-то?»

Сегодня 15 декабря в Ленингоре прошло 17 судебных слушаний
по претензиям бывших домовладельцев к их нынешним обладателям.

Иски рассматривались не только от жителей Ленингора, но и сельских поселений района. Из-за отсутствия здания суда слушания проходили в кабинете главы района.

По утверждению Алана Джусоева, ни по одному из исков решение еще не принято.

Если учесть, что ответчиками, как правило, выступают этнические грузины, то и атмосфера вокруг суда приняла национальный окрас. Мол, грузинский произвол сменился осетинским.

В противовес этому мнению Джусоев приводит пример, когда этнический грузин отсудил дом у осетина.

Правда, это первый и пока единственный судебный вердикт по жилищным спорам в районе.

Говорит Алан Джусоев: «Первый случай – вернули дом. Бывший дом Чегоева Мераба. Было доказано в суде, что человек его купил по рыночной цене. Суду были предоставлены справки, расписки и т.п.
В этом доме сейчас живет грузин – Беридзе Джаба. Он оформил на себя дом, по нашим законам. Это было шесть месяцев назад».

Истец Джаба Беридзе житель Ленингорского района, гражданин Грузии. Для того чтобы он смог обратиться в суд Южной Осетии, районные власти выдали ему т.н. форму № 9 - справку, которую выдают при потере паспорта.

Алан Джусоев отвергает обвинения жительницы Ленингора Майи Мчедлидзе, утверждающей, что он живет в ее доме.
Госпожа Мчедлидзе, по утверждению господина Джусоева, утраивала провокации на улицах Ленингора, оскорбляла действующие власти, настраивала население протии администрации.
Джусоев, по его словам, воспользовался тем, что она не является гражданкой Южной Осетии и выдворил ее из района.

«Она не является гражданкой Южной Осетии. Я поднялся на миграционный пост и попросил ее больше не приезжать. Касательно ее дома – я не знаю, может, там и живет кто-то, но я живу в другом месте».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG