Accessibility links

''До-дес-каден'': японский фестиваль в Нью-Йорке


Тору Такемицу
Тору Такемицу
Александр Генис: В эти зимние дни в Нью-Йорке проходит другое событие, связанное с киномузыкой, не так ли, Соломон?

Соломон Волков: Да, это большой кинофестиваль, посвященный, как ни смешно, творчеству композитора. Это японец Тору Такемицу, который родился в 1930 и умер в 1996 году. Самый популярный японский композитор нового времени. Такемицу чрезвычайно своеобразная фигура, даже для японского экзотического ландшафта. Вообще, когда мы говорим о западной музыке в Японии, то ее судьба там очень необычна. Это уже сравнительно давняя традиция в Японии - адаптация западной музыкальной культуры. Она началась еще в 19-м веке, она пришла туда вместе с модернизацией Японии. Когда Япония стала превращаться в то государство, каким мы его знаем сейчас, где-то в 19-и веке....

Слушать
''До-дес-каден'': японский фестиваль в Нью-Йорке
please wait

No media source currently available

0:00 0:02:52 0:00
Скачать


Александр Генис: То есть, в эпоху Медзи, когда все переняли.

Соломон Волков: …. то тогда же Япония открыла широко свои объятия и западной музыке. Интересы за этим стояли, в первую очередь, утилитарные. Сначала нужно было обновить армию, а для армии нужны были марши, нужны были военные оркестры. И эти марши и военные оркестры были заимствованы с Запада. Потом перешло дело к обучению - все школьное образование было поставлено на западную музыкальную основу. Появились выдающиеся музыкальные педагоги в западной традиции, например, известный Судзуки, по методу которого обучаются все струнные исполнители Японии. И даже этот метод стал теперь популярным и на Западе, и в Америке тоже обучают по методу Судзуки. И здесь, в Нью-Йорке, решили в Карнеги-Холл провести фестиваль ''Япония - Нью-Йорк Сити''. И приехал самый знаменитый живущий японский дирижер Сейджи Озава. Ему 75 лет, он очень болен, но он, тем не менее, отменив многие другие концерты, специально появился в Нью-Йорке и провел здесь ''Военный реквием'' Бриттена с огромным энтузиазмом. Причем специально отметил, что на выбор этого сочинения повлияло его воспоминание о том, как Ростропович в 1979 году трактовал этот опус. И частью этого большого японского фестиваля в Нью-Йорке также является фестиваль фильмов на музыку Тору Такемицу. Такемицу тоже был в авангарде адаптаций и поглощения всего, что производится интересного в музыкальном плане на Западе, и поэтому на него оказали влияние и Дебюсси, и Мессиан, то есть французы, а с американской стороны это был ранний Джон Кейдж. Такемицу был очень всеядным автором, он был безумно одаренным, но он как бы впитывал все - классику, джаз, поп-музыку, и писал при этом огромное количество музыки к кинофильмам. Он озвучил более 100 кинофильмов за свою сравнительно недлинную жизнь - всего только 66 лет. То есть человек постоянно писал музыку к кинофильмам.

Александр Генис: Среди них - знаменитые фильмы Куросавы, в том числе ''Под стук трамвайных колес'', который называется ''До-дес-каден'', подражая стуку трамвайных колес. И характерно, что Такемицу работал с Куросавой очень успешно, потому что все, что вы сказали про музыку, можно сказать и про кинематографическое ремесло Куросавы. Это человек, который, в первую очередь, синтезировал искусство Запада и Востока. Как всегда, я не могу не привести своих японских воспоминаний. Но в Японии к Куросаве относятся подозрительно до сих пор, считают, что он не совсем японский автор, потому что он представляет для Запада ту Японию, которую Западу хочется видеть и знать. Но мне кажется, что его интерес к западной культуре совершенно преобразил японское кино - у него ведь и музыка часто была западная. Например, в знаменитом фильме ''Расемон'' используется ''Болеро'' Равеля. И Такемицу писал музыку для этих фильмов восточную и западную сразу, не так ли?

Соломон Волков:
Он был самым настоящим мастером перевоплощения, и вот таким постишем из традиции европейской киномузыки мне представляется и музыка Тору Такемицу к кинофильму Куросавы ''До-дес-каден'' - ''Под стук трамвайных колес''.

(Музыка)
XS
SM
MD
LG