Accessibility links

"Забытое и Богом, и людьми"


фото Гиоргия Купатадзе (IWPR)
фото Гиоргия Купатадзе (IWPR)
ТБИЛИСИ---Небольшое село Шарахеви в Мцхета-Мтианетском регионе Грузии приобрело печальную известность в прошлом году из-за обрушившихся на него стихийных бедствий - наводнения, оползней и урагана. О бедствии в селе сообщали все национальные СМИ.

Село Шарахеви находится примерно в 40 км к северу от Тбилиси. Казалось бы, на преодоление этого расстояния не потребуется много времени. Однако добирались мы до села около трех часов по извилистым горным дорогам, и в конце пути нам все равно пришлось идти пешком. Путь нам преграждали вырванные с корнями деревья. Кажется, что ураган или оползень здесь был вчера... На самом деле прошел уже почти год.

84-летняя Марта Мгелиашвили выглянула в окно, когда мы подошли к ее дому. Бабушка встретила нас немного с опаской, но после согласилась рассказать о прошлогодних событиях:

«Эх, не знаю с чего начать, такого и врагу не пожелаешь. Хорошо, что это днем случилось - мы успели скот спасти. Вначале мы в шоке были, потом кричать начали, люди пришли помогли, слава Богу. Чем жить дальше, не знаю. Что у нас есть? Ничего! У нас и так маленький дворик был, и того не осталось».

У Давида Шавердашвили старенькая «Нива» - это единственная машина в селе. Давид, конечно, помогает соседям, когда им необходимо добраться до города. Но проблема в том, что дорога разрушена, он даже к собственному дому подъехать не может.

«Раньше здесь проходила нормальная дорога, а сейчас ее нет, водой все смыло. Вот пару дней назад руками разгребал здесь дорогу, чтобы мешки с мукой домой занести», - говорит Давид.



Работы в селе нет, жители занимаются сельским хозяйством – разводят скот, в основном свиней и коров. Земли для посевов после наводнений и оползней как таковой не осталось. А если где-то и есть клочок, то его обрабатывают сообща, чтобы никто в селе голодным не остался. У Давида есть две коровы, и его семья живет на выручку с продажи молока и сыра.

«Самое главное, чтобы правительство помогло закрепить устье протекающей реки Шарахвелы. А то, как дожди начинаются, она выходит из берегов и заливает наши дома. И, конечно же, тем, у кого дома разрушены, надо компенсации выдать или как-то восстановить их дома».

Давиду повезло: стихия разрушила только сарай, но не тронула его дом. А вот семья Лелы Ликокели осталась без жилья, она теперь живет в одном доме с семьей брата. Ее дом разрушен и восстановлению не подлежит. Таких, полностью разрушенных домов, в селе три.

«Вот из этого дома семья переехала в Тианети, к родственникам. Бедный мужчина от переживаний, что без дома остался, умер. И во второй семье, которая в Душети переехала, жена умерла от потрясений. Да, нам местные власти обещали помочь, но за все это время только дрова однажды принесли и все, больше ничего».

Города Жинвали и Душети находятся в 20 км от Шарахеви – это самые близкие к селу населенные пункты. В Шарахеви сегодня нет ни молодежи, ни детей, остались одни старики, около 20 человек. Молодежь отправилась на поиски лучшей жизни.

«Магазина нет, школы нет, медицинского пункта тоже нет – все закрылось. Нет воды и газа. Единственное, что у нас есть – это электричество. Мы существуем, а не живем. Наше село называется Шарахеви, а надо его переименовать в Затерянное или в Забытое и Богом, и людьми».

Прощаясь с нами, Лела Ликокели с грустью в голосе сказала, что мы были первыми гостями в этом году, и она даже не знает, когда к ним еще кто-нибудь заглянет.
XS
SM
MD
LG