Accessibility links

Дополнительный источник легитимности


Кавказские власти взяли моду обставлять себя традиционными архаичными институтами
Кавказские власти взяли моду обставлять себя традиционными архаичными институтами
ЧЕРКЕССК---В Северной Осетии на заседании постоянно действующего координационного совета по обеспечению правопорядка под председательством Таймураза Мамсурова было предложено создать новую общекавказскую структуру - Высший совет народов Кавказа. По определению авторов идеи, этот институт народной дипломатии, опирающийся на традиционные ценности, должен стать "огромной силой для спасения кавказских народов от внешних и внутренних угроз".

Зачем вдруг понадобился Высший совет народов Кавказа? Есть законы, существуют государственные структуры – исполнительные, законодательные. Дефицита общения между чиновным людом кавказских республик тоже не наблюдается: банкеты и прочие посиделки за бюджетный счет на годовщинах республики и юбилеях их лидеров и т.п. общеизвестны. И что это вообще такое: высший совет кавказских народов? Кто и кого будет делегировать в этот новоявленный форум, претендующий на древний опыт кавказцев?

Вообще, в последние годы кавказские власти взяли моду обставлять себя традиционными архаичными институтами. Причем это, скорее, не традиции, а их вольная интерпретация, что называется "под себя".

Дополнительный источник легитимности
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:57 0:00
Скачать


Возьмем, к примеру, советы старейшин при кавказских губернаторах или мэрах.
Такое ощущение, что их заимствовали из старых фильмов про индейцев. Да, было, но не так: были старики, которые руководили своими родами и, как сказал классик, "судили распри молодых". Но совет старейшин при органе исполнительной власти – это, скорее, команда пенсионеров, которая по отмашке сверху поддерживает от имени общества любые решения местной бюрократии.

По мнению главного редактора интернет-издания "Кавказский узел" Григория Шведова, поддержка старейшин связана со стремлением власти создать дополнительный источник легитимности в глазах общества, дефицит которой остро испытывает региональная бюрократия:

"То, что организовывается властью при себе, часто используется для легитимации решений. Это мы неоднократно видели, когда какая-то псевдообщественная структура обращается к власти с каким-то якобы общественным запросом, а на самом деле этот запрос исходит от власти, и связан он с необходимостью легитимизировать поведение власти. Например, мы помним, что Рамзан Кадыров именно по пожеланию общественности не стал убирать свои портреты с улиц городов Чечни".

По мнению этнопсихолога Александра Асмолова, современное кавказское общество, оказавшись в очень сложной для себя ситуации, старается опереться на традиционные ценности - региональная власть это видит и пытается манипулировать этим стремлением:

"Одно дело опора на традиции, когда они отражают истинные ценностные установки культуры, и другое дело, когда вместо истинных используются подложные по формуле основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы "цель оправдывает средства". Так начинается культивирование псевдотрадиций, в результате чего традиции истинные становятся "ряженными". Очень часто мы это наблюдаем на Кавказе: традицию, обряженную в политическую маску, чтобы решить те или иные прагматичные цели и задачи. С этим явлением мы очень часто сталкиваемся в социальной, культурной и ментальной жизни современного Кавказа".

Интерпретированные традиционные институты и ценности превращаются в стойло для кавказского общества, в легитимацию беспредела власти по никогда не существовавшим адатам. Эту ложь чувствует молодежь, она отвергает эти сфальсифицированные правила и уходит в радикальные движения. Поэтому никому эти институты не нужны: ни высшие советы народов, ни низшие, ни съезды аксакалов... Есть законы и органы власти, которые должны решать проблемы и отвечать за свои действия перед обществом – наверное, этого достаточно.
  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG